ВКЛАД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. Гераклит вклад ученого


Гераклит биография философа кратко

Гераклит — греческий философ, известный как «плачущий философ» из-за своего презрения к роду человеческому.

Детство и юность

Мало известно о рождении и ранних годах Гераклита. Известно лишь, что он был рождён в аристократической семье в Эфесе (сейчас это территория Турции). Его отца звали либо Блосон либо Геракон.

В детстве Гераклит играл в бабки с другими детьми в замке, и считал возможность занять трон тяжким бременем. Впоследствии он отказался от трона в пользу своего брата. Все сведения о жизни Гераклита известны благодаря Диогену Лаэртскому, который был биографом многих греческих философов. Диоген писал, что Гераклит был слушателем школы Ксенофана, хотя сам Гераклит утверждал, что он самоучка.

Поздние годы

Благодаря изучению его работ полагают, что Гераклит жил и творил в конце 6 века до н.э. Гераклит сильно критиковал Гомера, Хезиода, Пифагора и Ксенофана, которые жили в 6 веке до н.э. или ранее, что позволило сделать вывод, что он жил позднее — в конце 6 века до н.э.

Гераклит с детства недолюбливал человечество, считая большинство людей недалёкими и необразованными. Считается, что он не участвовал в философских сборах и отказался от традиций, взамен предложив взгляды на те или иные вопросы.

У него преобладали экстремистские взгляды, которые он выражал в двусмысленных фразах. Его работы считаются загадками, так как существует большое количество их интерпретаций.

Не существует сборников его творений, а есть лишь обрывки работ и отдельные предложения, цитируемые другими людьми.

Гераклит имел нетрадиционный взгляд на понятие слова мудрость, и свои работы наполнял большим количеством сложностей и загадок, содержащих скрытые намёки. А более полное понимание его работ зависело от способности читателей осознавать написанное им. Он использовал уникальный подход к своему учению — ситуации-примеры были полны простых объектов, таких как реки, лодки, дороги и т. д. для того, чтобы его читатели смогли думать и приходить к своим собственным выводам.

Гераклит внёс очень большой вклад в развитие концепта «логоса». Само по себе слово «логос» имеет множество значений, а в философии это термин для обозначения принципов порядка и знаний.

Он верил в мировое течение и для него это значило, что всё в мире постоянно изменяется и имеет свои противоположности. Следующий афоризм служит этому примером: «Дорога вперёд и дорога назад — одна и та же дорога».

Гераклит считал огонь самым основным элементом, полагая, что все остальные элементы произошли от огня и именно поэтому огонь дал начало всему остальному. Он также считал, что человеческая душа состоит из воды и огня, где огонь — благородная часть, а вода — неблагородная.

Некоторые учёные считают, что он был естествоиспытателем, в то время как остальные, что он был философом занимавшемся вопросами человеческой природы.

Сам Гераклит считал, что природа и человеческая натура плотно связаны между собой. И он бы даже мог считаться гуманистом, если бы не его глубокое отвращение к людям.

Гераклит был одиночкой, поэтому у него не было учеников. Тем не менее, многие его работы оказали влияние на философов как его времени, так и на некоторых современных, например, Платона и Гегеля.

Стоики — люди, понимающие философию как образ жизни, многие свои основные принципы брали из учений Гераклита, в особенности его отношение к огню.

Основные работы

Гераклит написал трактат «О природе», который был разделён на три части — о природе, о политике и о вселенной. Книга трактата хранилась в замке Артемия — библиотеке античных времён. Книга стала очень популярной и многие будущие философы ссылались на неё в своих работах.

Личная жизнь и наследие

Гераклит был одиночкой и не имел учеников. Он страдал от приступов меланхолии. В последние годы своей жизни он страдал от водянки. Отчаявшись из-за невозможности врачей найти для него лекарство, он пробовал лечить себя коровьим навозом, от чего впоследствии и скончался.

Интересные факты

Гераклит имел прозвище «Тёмный».

obrazovaka.ru

Тараканова А.А. Вклад древнегреческих ученых в развитие педагогической науки

Тараканова Анастасия АндреевнаНижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиалстудентка 5 курса историко-филологического факультета

Tarakanova Anastasiia AndreevnaNizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas branchthe 5-year student of the historical-philological faculty

Библиографическая ссылка на статью:Тараканова А.А. Вклад древнегреческих ученых в развитие педагогической науки // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50907 (дата обращения: 07.06.2018).

Античность оказала незаменимую теоретическую и практическую поддержку в развитии таких наук как психология, педагогика, социология и др. Любые учения, связанные с развитием и становлением человека, тем или иным образом опираются на универсальные знания о психике и мышлении, личностном и интеллектуальном совершенствовании индивида; знания, полученные много веков назад в эпоху расцвета древнегреческой культуры.

Именно в этот период философы впервые задались вопросом, как лучше побудить человека к познанию мира, какие методы и способы должен отбирать учитель, чтобы не «загубить» в ребенке стремление к знанию.

Можно согласиться с воззрениями ученых-практиков тех времен, которые утверждали, что ребенок – открытая книга или сосуд, который нужно должным образом наполнить.

Что касается школьного образования, именно в этот период закладывается основа будущего обучения, закладывается основа к последующему воспитанию ребенка и подготовки его к жизни в обществе. Любой человек обладает врожденным стремлением к познанию, любознательностью, которая, по объективным причинам, может быть утрачена посредством применения недопустимых методов общения, принуждения ребенка к деятельности. Поэтому, в последующих этапах школьного обучения любые методики воспитания, преподавания могут оказаться непродуктивными.

В поисках лучших путей поддержания в ребенке активности и любознательности необходимо прибегать к опыту предыдущих поколений. Эти знания проверены временем и могут оказать педагогу посильную помощь в его практической деятельности.

В основу возрастной периодизации развития человека, отмечая основные возрастные рубежи, античные философы положили цифру 7: в первые 7 лет выпадают зубы, затем наступает половая зрелость, затем – отрастает борода. По их мнению, обучать и воспитывать следует во всяком возрасте, чтобы и дети не вели себя как младенцы, и юноши как дети, и взрослые люди как люди и т.д. [1, 119]

С самого начала становления древнегреческого государства появилась необходимость воспитание необходимых полису граждан. Эмпирический материал был богат и разнообразен, центры обучения возникли и функционировали почти во всех городах античного мира. Научные знания основывались на философии того времени, в содержание которых добавлялись и педагогические воззрения [2, 39].

Впервые человека ввели в мир древнегреческой педагогической мысли сочинения Гераклита, которые, к сожалению, дошли до нас лишь во фрагментах. В сочинениях содержались кардинальные педагогические идеи. Так Гераклит утверждал, что каждый человек способен к обучению, познанию истины, добра и самосовершенствованию; абсолютно любой способен познать себя и обрести добродетели. Человек познает мир двумя путями: через ощущения и через разум. Ощущения помогают нам услышать и почувствовать истину, а разум – понять ее [3, 79].

Однако Гераклит в своих сочинениях делает акцент на том, что только разум, а не чувства, должны говорить нам о правдивости или недостоверности знания. Постигая мир, нельзя опираться лишь на ощущения, разум и здравый смысл должны стоять во главе угла. Гераклит утверждал, что человек ставящий чувства выше разума, не может называть себя образованным.

Цель умственного развития и воспитания человека по Гераклиту – познание замысла и целей возникновения тех или иных явлений. По Гераклиту, цель обучения человека – научиться говорить лишь правду и действовать согласно природе, осознавая истину, не подвергаясь давлению общества. А для познания истины необходимо быть не только усердным учеником, умеющим видеть и слышать окружающий мир, но и обладать развитой душой [3, 82].

Развитие интеллекта и воспитание нравственных чувств Гераклит считал единым процессом совершенствования человека. Большое значение он придавал развитию способности самостоятельно мыслить, действовать, не вредя природе, овладевать истиной и смыслом существования. Отсюда философ делал вывод о важной роли самовоспитания, самообразования и самосовершенствования в развитии личности человека [3, 84].

В предыдущем параграфе отмечалось, что древнегреческий философ Демокрит также одним из первых занимался проблемами воспитания. Помимо вышеозначенных учений он дал развернутое описание развития познания человека, различая чувственное знание и знание разума, считая чувственный опыт лишь первым шагом к познанию истины. В этом он был солидарен с Гераклитом, считая, что истину постигает разум, а не чувства [4, 60].

Демокрит также развивал в своих учениях мысль о необходимости соединять воспитание с внутренним миром ребенка, который он назвал словом «микрокосм».

Также к педагогическим идеям Демокрита можно отнести [4, 64]:

- высокая роль семейного воспитания, где родители – пример для ребенка, эталон для подражания;

- необходимость постоянного самосовершенствования, которое достигается через упражнения;

- необходимость приучения ребенка к труду, ибо личность человека развивается и достигает совершенства только через усилие над ленью, усилия над собой.

Таким образом, Демокрит поднял педагогическое учение на новый уровень, одним из первых он очертил главную задачу учителя – побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением, способствовать развитию души ребенка, а не «губить» его естественное стремление к истине через насилие и убеждение [4, 65].

Нельзя не отметить достижения древнегреческого ученого и философа Сократа (470-399 до н. э.), который занимался воспитанием молодежи. Его вклад в развитие педагогической науки заключался в нахождении универсального способа передачи знаний – диалог с учеником. Умение, которое он в своей практике доводил до совершенства. В его учениях говорилось, что только через диалог можно познать истину, диалог ставит учителя наравне с учеником, обуславливает доверие сторон, умаляет убеждение и давление со стороны учителя, позволяет ученику (с помощью учителя) самому придти к истине [5, 39].

Суть его метода как раз и заключалась в том, что ребенок сам доходил до истины, лишь с небольшой помощью учителя (через систему наводящих вопросов). Главное, чтобы ребенок, обретя новое знание, так увлекся учебой, чтобы в последующем он сам (без чьего-либо принуждения) стремился к открытию нового. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск в решении увлекательной проблемы — лучший путь образования человека [5, 42].

В настоящее время, побуждение к самостоятельной учебной деятельности все еще остается насущной проблемой обучения.

В эпоху античности существовало множество ученых, философов, занимавшихся проблемами обучения и воспитания. Каждый из них (например, Ксенофонт, Платон, Антисфен, а также вышеозначенные философы) внесли определенный вклад в будущее педагогической мысли.

Можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые различия в их учениях и способах передачи знаний будущим поколениям, неизменным в их трудах оставалось одно – ребенок, как открытая книга, задача учителя – довести ребенка до познания сущности мира; быть для ребенка наставником, а не надзирателем; разглядеть в ребенке внутренний потенциал, способствовать его развитию. Главное – не подавлять стремлений, неугодных обществу, осознать, что каждый человек обладает правом на познание истины и развитие уникальных качеств своей личности.

Библиографический список
  1. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. 272 с.
  2. Никитюк, Е.В. Быт античного общества: Учебно-методическое пособие по спецкурсу. – СПб, 2005.
  3. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. — М., 1963.
  4. Мазалова, М.А., Уракова Т.В. История зарубежной педагогики. Пособие для сдачи экзамена. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.
  5. Модзалевский, JI.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. — СПб., 2000.
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тараканова Анастасия Андреевна»

web.snauka.ru

жизнь, смерть и философия основоположника диалектики

Гераклит Эфесский – древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.

Гераклит Эфесский: жизнь, смерть и философия основоположника диалектики

О жизни Гераклита Эфесского сохранилось очень мало данных. О достоверности большинства из них все еще продолжаются ученые споры. Считается, что у Гераклита не было учителей. По всей видимости, он был знаком с учениями многих своих современников и предшественников, но о себе говорил, что он «ничей слушатель» и «сам от себя научившийся». Современники прозвали его «Мрачным», «Темным». Причиной тому была его манера формулировать свои мысли в загадочной, не всегда понятной форме, а также явная склонность к мизантропии и меланхолии. В связи с этим, его иногда противопоставляли «смеющемуся мудрецу» Демокриту.

Происхождение

Известно, что Гераклит родился и прожил всю жизнь в городе Эфес, расположенном на западном побережье Малой Азии (территория современной Турции). Временем рождения философа ориентировочно называют 544-541 гг. до н. э. Такие предположения строятся, исходя из сведений, что во время 69-й Олимпиады, проходившей в 504-501 гг. до н. э., Гераклит уже вступил в возраст «акме». Так древние греки называли период, когда человек достигал физической и духовной зрелости – возраст около 40 лет.

Род Гераклита имел царское происхождение, в его семействе по наследству передавался титул басилевса (царя-жреца). Есть версия, что его отца звали Гераконтом, другие источники (более достоверные) называют его Блосоном. Один из представителей рода – Андрокл – был основателем Эфеса. Еще в молодости Гераклит решил посвятить жизнь философии и сложил с себя унаследованные высокие полномочия, добровольно уступив их своему младшему брату. По традиции тех времен, он поселился при эфесском храме Артемиды и ежедневно предавался размышлениям. Кстати, именно этот храм в 356 г. до н. э. сжег некто Герострат, мечтающий оставить свое имя в веках.

Гераклитова диалектика, логос-огонь

Ближе всех взгляды Гераклита сходятся с идеями представителей ионийской школы древнегреческой философии. Их связывала мысль, что все сущее едино и имеет некое первоначало, выражающееся в конкретном виде материи. Для Гераклита причиной и началом мира был огонь, существующий всюду и во всем, постоянно изменяющийся, «разгорающийся и угасающий согласно мере». Время от времени случается «мировой пожар», после которого космос полностью уничтожается, но лишь для того, чтобы заново возродиться. Именно Гераклит впервые использовал слово «космос» в известном сегодня значении вселенной, мироздания.

Связь всего со всем, борьба противоположностей и постоянная изменчивость мира – главная идея философии Гераклита, фундамент будущего развития диалектики. Не существует ничего постоянного и абсолютного, все относительно. Мир вечен и в его основе – круговорот веществ и стихий: земли, огня, воздуха, воды. Именно Гераклиту приписывают авторство фраз о том, что все течет и изменяется, и о реке, в которую невозможно войти дважды.

Противоположности тождественны, раздор между ними вечен и через него они ежесекундно переходят одна в другую: день в ночь, жизнь в смерть, зло в добро. Также и наоборот. Таким образом, согласно Гераклиту, война есть смысл и источник любого процесса, «отец и царь всего». Однако вся эта изменчивость не есть хаос; она имеет свои границы, ритмы и меру.

Управляет мировыми процессами неизменная судьба, особый вселенский закон, который Гераклит признает ценностью всех ценностей. Имя ему – Логос. Огонь и логос – два элемента единого целого, вечно живая душа природы, с которой человеку следует «сообразоваться». Согласно Гераклиту, все, что людям кажется неподвижным, постоянным – всего лишь обман чувств. Философ говорит, что ежедневно встречаясь с логосом, люди враждуют с ним; истинное кажется им чуждым.

Устройство человеческой души

Мизантропия философа распространялась на людей в целом и на граждан Эфеса в частности: «сами не сознают, что говорят и делают». Это подарило ему еще одно прозвище: «Плачущий». Он так сокрушался, наблюдая вокруг глупость, что порой лил слезы бессильной ярости. Гераклит считал невежество одним из страшнейших пороков, а невежественными называл тех, кто ленился размышлять, легко поддавался внушению и предпочитал погоню за богатствами совершенствованию души.

Философ считал, что путь к мудрости лежит через единение с природой, но достичь цели дано очень немногим: «Один для меня достоин тысяч, если он наилучший». При этом, просто накопление знаний не способно научить человека мыслить: «многознание не научает уму». «Варварство» человеческих душ Гераклит объясняет весьма просто: они парообразны и подпитываются теплом вселенского огня. По мнению философа, души плохих людей содержат много влаги, а души лучших людей предельно сухи и излучают свет, что свидетельствует об их огненной природе.

Политические и религиозные взгляды

Гераклит не был сторонником тирании, так же, как не поддерживал и демократию. Слишком неразумной признавал он толпу, чтобы можно было ей доверить управление городом или страной. Презирая человеческие пороки, философ говорил, что звери становятся ручными, живя с людьми, люди же лишь дичают в обществе друг друга. Кода эфесяне обратились к нему с просьбой составить для них мудрый свод законов, Гераклит отказался: «у вас дурное правление и сами вы дурно живете». Однако, когда его приглашали к себе прослышавшие о его славе афиняне или царь Персии Дарий, он отказал и им, выбрав остаться в родном городе.

Философ решительно отвергал привычные для тех времен политеистические верования и обряды. Единственным божеством, которое он признавал, был вечный логос-огонь. Гераклит утверждал, что мир не был создан никем из богов или людей, а в потустороннем мире людей ожидает то, чего они не предполагают. Философ считал, что достиг огненного просветления: открыл истину и победил все пороки. Он был уверен, что благодаря его мудрости, имя его будет жить, покуда существует род человеческий.

Рассуждения о природе вещей

Единственное сочинение Гераклита, о котором известно ученым – «О природе». Целиком оно не сохранилось, но досталось потомкам в виде около полутора сотен фрагментов, вошедших в произведения более поздних авторов (Плутарх, Платон, Диоген и др.). Сочинение содержало три части: о вселенной, о государстве и о боге. Гераклиту было свойственно высказываться метафорически, он часто использовал поэтические образы и аллегории, что часто затрудняет понимание глубинного смысла его разрозненных цитат и перифразов. Лучшей исследовательской работой в этом направлении считается изданный в начале XX в. труд немецкого филолога-классика Германа Дильса «Фрагменты досократиков».

Отшельничество и смерть

Однажды философ ушел в горы и стал отшельником. Пищей ему служили травы и коренья. Некоторые свидетельства указывают, что Гераклит умер от водянки, обмазавшись навозом в надежде, что его тепло испарит излишнюю жидкость из организма. Некоторые исследователи склонны видеть в этом связь с зороастрийскими традициями погребения, с которыми якобы был знаком философ. Другие ученые придерживаются мнения, что Гераклит умер позже и при иных обстоятельствах. Точная дата смерти философа неизвестна, но большинство предположений сходятся на 484-481 годов до н. э. В 1935 г. одному из кратеров на видимой стороне Луны было присвоено имя Гераклита Эфесского.

Гераклит Эфесский практически не имел последователей; «гераклитовцами» в большинстве случаев называют людей, в одностороннем порядке воспринявшим идеи философа. Наиболее известен Кратил, ставший героем одного из платоновских диалогов. Доводя мысли Гераклита до абсурда, он утверждал, что ничего определенного о действительности сказать нельзя. В античности идеи Гераклита оказали заметное влияние на учения стоиков, софистов и Платона, а в дальнейшем и на философскую мысль нового времени.

www.calculator888.ru

Философия Гераклита

Гераклит принадлежал к царскому городу Эфеса, однако он отказался от трона, построил хижину в горах и посвятил свою жизнь философии. Гераклита называют плачущим философом, поскольку по приданию он не мог без слез смотреть на суету людей. Его также называют Темным, поскольку его афоризмы не всегда были понятны современникам. Ему приписываются произведения о природе, но до нас дошли лишь незначительные фрагменты.

Философские идеи Гераклита

Гераклит Эфесский, младший современник ионийских философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, человек знатного рода, аристократического образа мыслей и грустного темперамента, склонный к меланхолии, построил систему, основанную не на опыте, а на умозрении, принимающую за источник материальной и духовной жизни огонь, который, по его мнению, надо считать и первоначалом всех вещей. Свое учение Гераклит изложил в книге «О природе»; древние писатели говорят, что изложение его было очень темное.

Согласно Гераклиту, огонь – природная сила, которая своей теплотою создаёт все; он проникает все части вселенной, принимаем, в каждой части её особое свойство. Эти видоизменения огня производят предметы, а дальнейшими видоизменениями его уничтожаются произведенные им предметы, и таким образом вселенная находится в вечном круговороте изменений: все в ней возникает и изменяется; прочного, неизменного нет ничего. Все, что кажется человеку постоянным, неподвижным, кажется таким лишь по обману чувств; повсюду во вселенной все ежеминутно принимает разные качества: все в ней то слагается, то разлагается. Закон, по которому происходят изменения – закон тяжести. Но вечным процессом изменения вещества правит особый вселенский закон – неизменная судьба, которую Гераклит называет Логосом или Геймармене. Это – вечная мудрость, вносящая порядок в вечный ток перемен, в процесс вечной борьбы возникновения с разрушением.

Гераклит – первый известный нам древнегреческий философ, который считал, что главная задача философа сводится не к тому, чтобы созерцать косные, неподвижные формы окружающего бытия, а к тому, чтобы путём глубокой внутренней интуиции проникать в суть живого мирового процесса. Он полагал, что в мироздании первично это вечное непрекращающееся движение, а все участвующие в нём материальные объекты – лишь вторичные его орудия. Учение Гераклита стоит у истоков идейного течения, давшего в том числе и современную западную «философию жизни».

Человеческая душа, по мнению Гераклита, состоит из теплого сухого пара; она – чистейшее проявление божественного огня; она питается теплотою, получаемою от огня, окружающего вселенную; эту теплоту она воспринимает дыханием и органами чувств. Та душа одарена мудростью и другими хорошими качествами, которая состоит из очень сухого пара. Если пар, составляющей душу, становится сырым, то душа теряет свои хорошие качества и разум её слабеет. Когда человек умирает, то божественная часть его отделяется от тела. Чистые души становятся в загробной жизни существами более высокими, чем человек («демонами»). О судьбе душ дурных людей Гераклит, кажется, думал одинаково с народным верованьем о загробном царстве бога Аида. Некоторые ученые полагают, что Гераклит был знаком, с персидским учением Зороастра. Его влияние они видят в том, что Гераклит считает все мертвое нечистым, дает чрезвычайно высокое значение огню и считает процесс жизни вселенской борьбой.

Чувственные знания не могут, по учению Гераклита, привести нас к истине; ее находит только тот, кто старается вникнуть в божественный закон разума, правящего вселенной; кто покоряется этому закону, тот получает душевное спокойствие, высшее благо жизни. Как владычествует закон во вселенной и должен владычествовать над душою человека, так должен господствовать он и над государственной жизнью. Потому Гераклит ненавидел тиранию, ненавидел и демократию, как владычество неразумной толпы, которая повинуется не разуму, а чувственным впечатлениям и потому достойна презренья.

Он смело восставал против греческого богослужения и отвергал богов народной религии. Учёный Целлер говорит о нем: «Гераклит был первый философ, решительно высказавший мысль, что природа проникнута самобытным принципом жизни, что всё материальное находится в непрерывном процессе изменения, что все индивидуальное возникает и погибает; этому процессу вечного изменения предметов он противопоставлял, неизменную одинаковость закона изменений, владычество разумной силы над ходом жизни природы». Идея Гераклита о владычестве неизменного, разумного закона-Логоса над процессом изменений не была, по‑видимому, принята теми из его последователей, над которыми смеется Платон за то, что они не признавали ничего постоянного, говорили только о непрерывной изменчивости всего по внутреннему закону вселенной.

studfiles.net

Гераклит Эфесский - краткая биография.

Гераклит Эфесский - древнегреческий философ, которому принадлежит заслуга создания первой исторической диалектики; его считают автором знаменитой фразы «Все течет, все изменяется». В биографии Гераклита очень мало достоверной информации. Известно, что его родина - город Эфес (Малая Азия). Во время проведения 69-ой Олимпиады (504-501 гг. до н. э.) философ был зрелым человеком, находился в расцвете сил, на основании чего исследователи сделали предположение, что родился он приблизительно в 544 г. до н. э.

Гераклит был потомком древнего аристократического рода, его предок Андрокл основал Эфес. По наследству Гераклит получил сан жреца в храме Артемиды Эфесской. Но от полагаемых в силу происхождения почестей он отказался, более того - полностью самоустранился от законотворчества и участия в общественной жизни города. Гераклит придерживался о городских порядках крайне негативного мнения, с презрением относился к согражданам и людям в целом, считая, что те сами не сознают, что делают и что говорят. Особенно он обозлился на земляков, когда горожане выгнали из Эфеса его друга Гермодора. Тем не менее, когда его приглашали к себе жители Афин и царь Персии Дарий, философ не захотел уехать из родного города. Ближе концу жизни он превратился в настоящего отшельника, ушел жить в горы, где питался подножным кормом.

Современники дали Гераклиту прозвище «Скутинос», т.е. «Темный», «Мрачный». Оно соответствовало его мизантропическим настроениям и в то же время отражало глубину и таинственность его мыслей, нередко выраженных в сложных для восприятия образах, а также «настрой» всей его философской системы, который дал основание противопоставлять его «смеющемуся мудрецу» - Демокриту.

Гераклит был ярким представителем ионийской философской школы, которая в качестве основной идеи выдвигала происхождение всего сущего из первоначала, его единство. Для Гераклита таким первоначалом был огонь, материальным выражением которого является космос, который постоянно изменяется. Именно этот философ впервые словом «космос» назвал мироздание, раньше за этим термином скрывался порядок, царивший в жизни государства или отдельно взятого человека.

Сегодня нам известно только о единственном сочинении Гераклита – «О природе», которое представлено несколькими десятками отрывков, вошедших в произведения других, более поздних, авторов, в частности, Платона, Плутарха, Диогена и др. Это философское учение состояло из трех частей: богословской, политической и натурфилософской. Основой гераклитовского учения является мысль об изменчивости всего сущего, отсутствии чего бы то ни было постоянного. В природе постоянно происходит процесс перехода одного в другое, изменение состояния, именно поэтому «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Он вводит в терминологию многозначное новое понятие – «логос», под которым понимается, в частности, принцип единства, который, объединяя противоположные начала, приводит мироздание к порядку. По Гераклиту, «раздор есть отец всего», вечная борьба противоположностей приводит к появлению новых явлений. Для него добро и зло, жизнь и смерть, день и ночь были двумя сторонами одной медали. Такая система воззрений позволила причислить Гераклита к основателям диалектики, первым философам- материалистам, которые вывели диалектические принципы познания и бытия, хотя их представления и отличались некоторой наивностью.

Как утверждают исследователи, Гераклита нельзя отнести к чьим-либо последователям, не было у него, вероятнее всего, и собственных учеников, однако влияние его системы на формирование мировоззрения более поздних мыслителей сложно переоценить; он, как Пифагор и Парменид, принимал непосредственное участие в закладке основ для античной и впоследствии европейской философской мысли.

Смерть великого философа окутана шлейфом противоречивых сведений: якобы Гераклит ожидал свою кончину, будучи намазанным навозом по собственной просьбе, и был растерзан собаками. В этих преданиях одни исследователи видят не более чем искаженные до неузнаваемости высказывания самого философа, другие - приметы захоронения его в соответствии с зороастрийскими традициями, влияние которых прослеживается в отдельных принадлежащих ему отрывках. Когда именно умер Гераклит – неизвестно, предположительно это случилось в 483 г. до н. э.

www.wisdoms.ru

Краткая биография Гераклита

Гераклит- жизнь, биографияГераклит из Эфеса (ок. 535 — 475 гг. до н.э.)Древнегреческий философ-материалист, один из крупнейших представителей ионийской школы философии. Первоначалом всего сущего считал огонь. Создатель концепции непрерывного изменения, учения о «логосе», который истолковывался им как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность». Ему принадлежит знаменитое изречение«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Наряду с Пифагором и Парменидом Гераклит определил основы античной и всей европейской философии. Гераклит рассматривал само бытие как тайну, загадку.

Коренной житель Эфеса, он принадлежал к древнему аристократическому роду, восходящему к основателю Эфеса Андроклу. Благодаря происхождению обладал рядом «царских» привилегий и потомственным жреческим саном при храме Артемиды Эфесской. Однако в то время власть в Эфесе уже не принадлежала аристократам.

Философ не участвовал в общественной жизни, отказался от своих титулов, резко отрицательно отзывался о городских порядках и презрительно относился к «толпе». Законы города считал столь безнадежно плохими, что отказал согражданам в просьбе дать им новые, заметив, что лучше играть с детьми, чем участвовать в государственных делах.

Гераклит не покидал Эфеса и ответил отказом на приглашения афинян и персидского царя Дария

Главный труд философа —книга «О природе» сохранилась в отрывках. Она состоит из трех частей: о природе, о государстве и о боге, и отличается оригинальностью, образностью и афористичностью языка. Основная идея заключается в том, что в природе нет ничего постоянного. Все подобно движению реки, в которую нельзя войти дважды. Одно постоянно переходит в другое, меняя свое состояние.

Символическим выражением всеобщего изменения для Гераклита является огонь. Огонь есть непрерывное самоуничтожение; он живет своей смертью.

Гераклит ввел новое философское понятие —логос (слово), подразумевая под этим принцип разумного единства мира, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположных начал Противоположности находятся в вечной борьбе, порождая новые явления («раздор есть отец всего»). Человеческий разум и логос имеют общую природу, но логос существует в вечности и управляет космосом, частицей которого является человек.

Традиция сохранила образ Гераклита —одинокого мудреца, презиравшего людей (и тех, кто славился мудростью) за непонимание того, что они сами говорят и делают.

Его изречения часто подобны фольклорным загадкам или словам оракула, который, по словам Гераклита, «и не говорит, и не утаивает, а подает знаки». Полагают, что, написав свое сочинение нарочито темно и отдав его на хранение в храм Артемиды, Гераклит будто бы хотел уберечь его от невежественной толпы.

Изречения Гераклита обнаруживают продуманное строение, особую поэтику. Они насыщены аллитерациями, игрой слов, характерных для строя внутренней речи, обращенной не столько к другим, сколько к себе, готовой к возвращению в стихию мыслящего молчания.

Быть, по Гераклиту, значит постоянно становиться, перетекать из формы в форму, обновляться, подобно тому, как та же самая река несет новые и новые воды. Другой метафорой бытия оказывается у Гераклита горение, огонь. Единое бытие словно разгорается множеством сущего, но и гаснет в нем, равно как и сущее, разгораясь бытием, гаснет в его единстве. Еще одна метафора того же самого — игра: каждый раз новая партия все той же самой игры.

citaty.su

Учение Гераклита

ВВЕДЕНИЕ

Параллельно с развитием индийской и китайской философии происходит зарождение и формирование философской мысли в античной Греции. Именно греческая философия сыграла важную роль в жизни человечества, истории, культуры.

В начальной стадии развития греческой философии было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов, таких как Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (представители милетской школы), позднее Гераклита и Эмпедокла называли "физиками", от греческого "физис" - природа.

У первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. Что является первопричиной бытия? Для ранних натурфилософов характерна стихийная диалектика мышления. Каждый из философов пытался найти своё объяснение, что лежит в основе всего многообразия окружающего нас мира. И нельзя отрицать то, что каждый из них был по-своему прав.

  • Фалес, в отличие от дофилософских форм, увидел сущность бытия не вне мира, а в одной из частей самого же мира и более того, этой частью мира является материальная субстанция - вода.
  • Анаксимандр был другом и учеником Фалеса. Он изобрёл элементарные астрономические инструменты, соорудил "солнечные часы". Он впервые перешел к абстрактному философскому мышлению. За основу мира Анаксимандр взял не конкретную физическую субстанцию, а то, что он обозначил "апейроном". Это нечто беспредельное, бесконечное, постоянно движущееся, изменяющееся. Это и вода, и земля, и воздух, и огонь, это то, что образует весь космос.
  • Анаксимен интересен нам как "первый метеоролог". Он первый догадался, что град это замёрзшие частички воды падающие с неба, а дождь - это вода из уплотнившегося воздуха. Так же Анаксимен первый установил существование планет. По Анаксимену начало всего - беспредельный воздух. Из него всё возникает, состоит и внего же всё превращается.

ГЕРАКЛИТ

На западном побережье Малой Азии кроме города Милета, в котором возник греческий материализм, выделился город Эфес - родина философа Гераклита. Родился Гераклит приблизительно в середине 40-х годов 6 века до нашей эры (544 или 540 г.г.). Происходил родом из аристократической семьи. Зрелая часть жизни Гераклита относится ко времени, когда на Ближнем Востоке, примыкавшем к Ионийскому греческому побережью, господствовали персы. Персидская монархия стремилась распространить свои владения на запад. Гераклит был современником неудавшегося восстания покоренных персами греческих городов против победителей.

Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых его произведениях. Он враждебно относился к демократической власти, которая пришла в город на смену власти старинной родовой аристократии. По мнению Гераклита властью должно обладать меньшинство "лучших". Не лестно он отзывается о руководителях своего города : "Каков же у них ум и рассудок? Они верят народным певцам и учитель их - толпа. Толпа же набивает брюхо, подобно скоту. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших" . Большинство жителей было не на стороне аристократии, поэтому его произведения носили духовный, а не политический оттенок.

В отличие от милетских ученых-материалистов, Гераклит был не столько "физик" или "физиолог", сколько "богослов". В уединении, питаясь быльем и травами, он написал свою книгу "О природе". Она состояла из трех частей . В первой речь шла о самой природе , во второй рассказывалось о государстве , а в третьей о боге .

До нас мало дошло отрывков первой части, но есть утверждения, что мышление Гераклита о физической природе светил и их движении, имеют большое сходство со взглядами древних египтян. Египтяне были не только богословами, но также астрономами и математиками.

Чрезвычайно важная и оригинальная по своему содержанию, во многом трудная для понимая (отсюда прозвище Гераклита "темный" ) эта книга высоко ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими.

Невозможность повлиять на общественную политическую жизнь родного города, где торжествовала власть демоса (т.е. народа) привела Гераклита к явному пессимизму во взглядах на жизнь. Отсюда древние дали ему второе прозвище - "плачущий" , в отличие от Демокрита, который звался "смеющийся". По-видимому Гераклит смотрит на рождение, как на несчастье: "Родившись, люди хотят жить и умереть или, скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умирали".

Ни пессимизм, ни политическая борьба не ослабили проницательности, с которой Гераклит наблюдал и постигал изменения в жизни людей и в природе. Оценка этих наблюдений была отрицательной, мрачной, но роль этих изменений для человека и для природы он понял очень глубоко.

По Гераклиту - движение - общий процесс мировой жизни. Оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. "Всё движется и ничто не покоится и уподобляясь течению реки, невозможно дважды войти в ту же самую реку".

Первоначалом Гераклит считает огонь . "Этот мировой порядок не создал никто из богово, ни из людей, он всегда был, есть и будет вечно живым огнём мерами вспыхивающим и марами угасающим" . В этом тексте древнегреческий философ утверждает, что всё возникает из одного и что всё возникшее становится одним. Это "одно" первовещество - огонь . Из этого утверждения можно сделать вывод, что Гераклит по существу - материалист.

Бытие, по Гераклиту, имеет три важные характеристики:

  • Огонь - это наиболее подвижное, изменчивое явление в природе.
  • Отрицание того, что мир сотворён кем-либо из богов или людей;
    • Вечно живой огонь пламенеет не беспорядочно, а мерами. То есть существует строгая ритмичность мирового процесса, строгий правильный порядок мирового строя.

Сохранилось несколько фрагментов сочинения Гераклита, в которых он говорит, что процесс изменения в природе - есть борьба противоположностей . Борющиеся противоположности не просто сосуществуют, а переходят одна в другую и при этом переходе сохраняется тождественная основа , то есть всё в природе взаимосвязано. "Холодное становится теплым, теплое - холодным, влажное - сухим, сухое - влажным".

При постоянном движении, изменении, переходах явлений в противоположное, существует относительность всех свойств вещей. Гераклит понимает относительность качеств вещей наблюдая за людьми и животными. "Ослы солому предпочли золоту" . Стало быть ценность золота относительна. В глазах людей оно представляется высочайшим богатством, но для ослов ценнее солома, корм. "Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны: жизнь одних есть смерть других и смерть одних есть жизнь других" . Относительность свойств распространяется на эстетические оценки и на оценки, касающиеся человеческой мудрости и нравственных качеств.

Гераклит - один из первых античных философов, от которого сохранились тексты о познании . Гераклит проявлял большой интерес к проблеме познания. В отличие от Ксенофана, он подходит к вопросу о познании более глубоко. Высказываясь о душе человека, Гераклит подчеркивает ее неисчерпаемость, безграничие. В познании природы Гераклит утверждает, что : "Природа любит скрываться" . Это означает, что если мы хотим получить ответы на вопросы, касающиеся природы, то должны приложить некоторые усилия, познания не лежат на поверхности.

Проблема истинного знания не сводится к количеству накопленных знаний. Конечно философы обязаны обладать большими познаниями. Мудрость, в понимании Гераклита, не совпадает с многознанием или эрудицией, "Многознание не научит уму" . Какова у человека душа, таковы и его знания. Но чувства, по Гераклиту, не могут дать полного знания о природе вещей. Такое знание дает нам только мышление. Мышление и чувства неразрывны и дополняют друг друга, помогая нам в познании существующего мира. Гераклит уверен, что всем людям дано познать себя и быть разумными.

В истории философии нового времени Гераклит привлекал внимание многих философов, которые высоко ценили диалектику. Таким образом он привлёк к себе внимание Гегеля. Гегель заявил, что в философии Гераклита много ценных познаний, которые он включил в собственную философию, хотя и был идеалистом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус В.Ф. Античная философияМ., издательство "Высшая школа", 1976 год (2-е изд.)Рецензент: Д-р философских наук, профессор М.Ф. Овсянников

2. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник.М., издательская корпорация "Логос", 1998 год (2-е изд.)Рецензенты: Д-ра философских наук М.С. Козлова, А.П. Огурцов

mirznanii.com