Тема 14. Когнитивная психология: становление и направления развития. Когнитивная психология вклад


Когнитивная психология (доклад)

Когнитивная психология — это одно из самых популярных научных направлений зарубежной психологии. Термин «когнитивный» в переводе на русский язык означает познавательный. Это направление исследований в основном сформировалось в 1960-х гг., а итоги первого этапа его развития были подведены в монографии У. Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 г. Она и дала название новому направлению психологической мысли.

Когнитивная психология изучает восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, мышление и принятие решений. Когнитивная психология изучает как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те, и другие трактуются как различные способы переработки информации. Когнитивная психология основывается на утверждении, что внешние стимулы проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований, а ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии и пытается моделировать когнитивная психология.

К основным направлениям когнитивной психологии, получившей за несколько десятилетий широкое распространение во многих странах, относят также обычно исследования по проблемам психологии развития когнитивных структур, по психологии языка и речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта

Появление когнитивной психологии иногда называют своеобразной революцией в зарубежной (прежде всего американской) психологической науке. Действительно, начиная с 1920-х гг. изучение образов-представлений, внимания, мышления, восприятия резко затормозилось, а в американской психологии эти процессы фактически вообще игнорировались. Д. Уотсон, основатель бихевиоризма, ссылаясь на методические трудности, даже предлагал не использовать эти «мистические» термины. В бихевиоризме, доминирующем в американской психологии первой половины XX в., такой взгляд был обусловлен самой трактовкой предмета психологии. Столь же мало познавательные процессы интересовали и представителей психоанализа, где центральными стали совсем другие понятия: потребность, мотивация, инстинкт и т.д. Именно поэтому появление когнитивной психологии было встречено многими психологами с большим энтузиазмом, число исследований быстро росло, и к настоящему времени ее успехи неоспоримы и впечатляющи.

Итак, когнитивная психология основывается на утверждении, что внешние стимулы проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований, а ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии и пытается моделировать когнитивная психология. Когнитивная психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как поэтапную переработку информации по аналогии с переработкой информации в ЭВМ. Эта аналогия, получившая в литературе специальное название – компьютерная метафора, – и легла в основу представлений о психической деятельности в когнитивной психологии.

В когнитивной психологии была принята аналогия работы мозга с устройством и работой ЭВМ. Важно отметить существенное отличие компьютерной метафоры от других технических аналогий, с помощью которых исследователи описывали механизмы психической деятельности. В соответствии с компьютерной метафорой гипотезы о непосредственно не наблюдаемых, внутренних процессах должны конструктивно интерпретироваться в терминах организации вычислительных систем. Компьютерная метафора не заменяет психологическую теорию, она лишь призвана помочь сформулировать теорию в конструктивных понятиях. Такие термины, как «ощущение», «восприятие», «воображение», «запоминание», «припоминание», «решение задач» и «мышление», относятся к гипотетическим стадиям или аспектам процесса познания.

Когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение.

Предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе, стадии обработки она находится определенное время и представлена в различной форме. Осуществляется ее обработка с помощью разных регуляторных процессов (распознавание образов, внимание, повторение информации и т.д.). Считают также, что важно установить, каковы пределы способности человека к переработке информации на каждом этапе, в каждом блоке. «Блочное» представление предлагаемых когнитивистами моделей переработки информации является достаточно распространенным. Наглядные изображения блоков в виде прямоугольников с надписями внутри них обычно соединяются стрелками, которые показывают направление «течения» информации. Такого рода блок-схемы первоначально были очень просты и даже примитивны, а сейчас, под влиянием все новых результатов экспериментов, они нередко становятся настолько сложными и громоздкими, что заставляют авторов моделей отказываться от представления процесса переработки информации в виде «линейных цепочек» из жестко связанных друг с другом блоков. Уточнение и совершенствование предлагаемых моделей — это процесс, идущий в когнитивной психологии почти непрерывно, поскольку постоянно появляются результаты исследований, «не укладывающиеся» в прежние модели. Такова, вероятно, судьба всех «гипотетических конструкций».

Когнитивная психология вводит постулат о кодировании информации в психике, и утверждает, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции. Наиболее плодотворной компьютерная метафора оказалась в области исследований организации памяти. Область психологии памяти стала центральной для когнитивной психологии. В когнитивной психологии память сравнивается с оперативной и внешней памятью ЭВМ. Один из основоположников когнитивной психологии У. Найссер следующим образом представляет процесс переработки информации в памяти. Первыми этапами на пути преобразования сенсорной информации являются периферические виды памяти: «иконическая» для зрения и «эхоическая» для слуха. Затем информация попадает в вербальную кратковременную память, где сохраняется с помощью процессов скрытого или явного проговаривания, после чего становится возможным ее долговременное запоминание. В когнитивной психологии различают две фазы познавательных процессов. Первая фаза – фаза предвнимания – связана с относительно грубой и параллельной обработкой информации. Вторая фаза – фаза фокального внимания – имеет характер осознанной внимательной детальной и последовательной обработки. Здесь происходит вербальное кодирование информации, после чего информация сохраняется в памяти и при необходимости реконструируется. Центральный вопрос когнитивной психологии - вопрос об организации знания в памяти человека, в том числе о соотношении вербального и образного компонента в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

В качестве критики когнитивного подхода к изучению познавательных процессов следует отметить его следующие особенности. Когнитивисты, говоря о познании, абстрагируются обычно от эмоций, намерений, потребностей, т.е. от того, ради чего человек познает и действует. Кроме того, в большинстве моделей процесс переработки информации осуществляется «автоматически». При этом совершенно игнорируется сознательная активность субъекта, сознательный выбор им приемов, средств, стратегий обработки информации, а также их зависимость от деятельности, которую познавательные процессы обычно «обслуживают» (или которой они сами иногда являются).

В заключение следует отметить, что когнитивная психология внесла существенный вклад в развитие психологической науки. Когнитивная психология  расширила горизонты восприятия, открыла новые аспекты анализа психологических проблем, дала анализ структуры познавательных действий. Кроме того, когнитивная психология сильно расширила диапазон применяемых методических средств.

С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. В когнитивной психологии в качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.

Литература:

  1. «Общая психология» под редакцией доктора психологических наук, профессора А. В. Карпова, М. 2004 г.

  2. http://flogiston.ru/library/solso

  3. http://www.psychologos.ru/articles/view/kognitivnaya_psihologiya

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E3%ED%E8%F2%E8%E2%ED%E0%FF_%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF

5

studfiles.net

Когнитивная психология: представители и основные идеи

Психология – это одна из самых молодых наук, которой не всегда уделяют должное внимание. Однако не заметить ее бурное развитие за последние годы просто невозможно. Но до сих пор ученые не считают ее единой наукой, ведь на сегодняшний момент она имеет множество направлений, которые выдвигают собственные теории организации и восприятия психической реальности человеком. Это мешает представителям разных направлений делиться знаниями и обогащать ими друг друга.

Когнитивная психология (представители этого течения активно работают над его развитием, разрабатывая методологию) является тем направлением, которое более остальных интересует научный мир. И это вовсе не удивительно, ведь оно раскрывает человека как существо мыслящее и постоянно анализирующее свою деятельность. На этом основывается вся когнитивно-поведенческая психология, зародившаяся в середине прошлого века и до сих пор находящаяся в стадии активного развития. Из статьи читатели получат возможность поближе познакомиться с этим относительно новым течением в науке. А также узнать об основных представителях когнитивной психологии, ее положениях и задачах.

когнитивная психология представители

Общая характеристика нового направления

Когнитивная психология (представители этого направления сделали очень многое для его популяризации и постановки основных задач) на сегодняшний момент занимает довольно большой раздел в психологии как в науке. Само название этого течения образовалось от латинского слова, обозначающего «знание». Ведь именно на него чаще всего ссылаются представители когнитивной психологии.

Выводы, которые были сделаны данным научным течением, в дальнейшем стали широко использоваться в других дисциплинах. В первую очередь, конечно, психологических. К ним регулярно обращаются социальная психология, психология образования и психолингвистика.

Главное отличие данного направления от других – это рассмотрение психики человека как определенный набор схем, образующихся в процессе познания мира. Последователи и представители когнитивной психологии, в отличие от своих предшественников, уделяют большое внимание познавательным процессам. Ведь именно они дают необходимый опыт и возможность проанализировать ситуацию, чтобы принять правильное решение. В дальнейшем этот же алгоритм действий будет применяться в подобных ситуациях. Однако при изменившихся условиях поменяется и он. То есть поведение человека определяется не столько заложенными в него склонностями и воздействиями внешней среды, сколько мыслительными процессами и способностями.

Когнитивная психология и ее представители (У. Найссер, к примеру) считают, что все знания, полученные человеком при жизни, преобразовываются в некие схемы. Они хранятся в определенных ячейках памяти и извлекаются оттуда при необходимости. Можно сказать, что вся деятельность индивида происходит именно в этих рамках. Но нельзя считать, что они статичны. Познавательная деятельность происходит постоянно, а значит, регулярно появляются новые схемы и обновляются старые. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как нечто обособленное. Его изучают в совокупности всех познавательных процессов, таких как мышление, память, восприятие и так далее.

История возникновения научного направления

Можно сказать, что своим возникновением когнитивная психология обязана американским ученым. Именно они в сороковые годы прошлого века проявили серьезный интерес к человеческому сознанию.

Со временем этот интерес породил большое количество исследовательских работ, экспериментов и новых терминов. Постепенно в психологию прочно входит понятие познания. Оно начинает выступать как определяющая не только человеческого сознания, но и практически всех его поступков. Конечно, это еще не была когнитивная психология. Найссер положил начало серьезным исследованиям в данном направлении, которые в дальнейшем начали перекликаться с работами других ученых. Они также ставили на первое место знания человека о самом себе и окружающем мире, позволяющие создавать новые поведенческие схемы и приобретать определенные навыки.

Интересно, что изначально данное направление сложно было считать однородным. Эта тенденция сохранилась до сих пор, ведь когнитивная психология не является единой школой. Скорее, ее можно описать как широкий диапазон задач, объединенных общей терминологией и методологией изучения. С их помощью описываются и объясняются определенные феномены психологии.

когнитивная психология основные представители

Когнитивная психология: основные представители

Многие считают это направление психологии уникальным, ведь оно практически не имеет основателя, вдохновившего других. Можно сказать, что разные ученые создавали приблизительно в одно и то же время научные труды, объединенные единой идеей. В дальнейшем они стали базовыми для нового направления.

Поэтому среди представителей когнитивизма нужно выделять несколько имен, внесших серьезный вклад в развитие этого течения. К примеру, Джордж Миллер и Джером Брунер организовали пятьдесят семь лет назад специализированный научный центр, который занялся изучением проблем и постановкой задач нового направления. К ним относятся память, мышление, язык и другие познавательные процессы.

Спустя семь лет после начала исследований У. Найссер опубликовал книгу, в которой подробно рассказал о новом направлении в психологии и дал его теоретическое обоснование.

Большой вклад в середине прошлого века внес в когнитивную психологию и Саймон. Ее представители, хочется отметить, зачастую начинали заниматься своими исследованиями совершенно случайно. В когнитивизм их приводил интерес к тем или иным сторонам человеческого сознания. Именно так произошло и с Гербертом Саймоном. Он работал над созданием теории управленческих решений. Его очень интересовали процессы принятия решения и организационное поведение. Несмотря на то, что его научный труд был направлен на поддержание научной теории управления, его очень активно используют и представители когнитивной психологии.

Основные идеи

Чтобы более точно представлять себе, что входит в сферу интересов данного течения в психологии, необходимо обозначить его основные идеи:

  • Познавательные процессы. К ним традиционно относят мышление, память, речь, воображение и так далее. Помимо этого когнитивная психология рассматривает и эмоциональную сферу развития личности, ведь без нее невозможно создание поведенческих схем. В этом процессе принимает участие и интеллект, причем когнитивизм с большим интересом относится к изучению искусственного интеллекта.
  • Изучение познавательных процессов с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческими познавательными процессами и современными компьютерами. Дело в том, что электронное устройство собирает, обрабатывает, анализирует и хранит информацию практически так же, как психика людей.
  • Третья идея заключается в теории поэтапной обработки информации. Каждый человек работает с полученными данными в несколько этапов, большая часть этого процесса происходит бессознательно.
  • Выяснение емкости человеческой психики. Ученые считают, что она имеет определенный предел. Вот только от чего он зависит и насколько разнится у людей, на данный момент непонятно. Поэтому психологи пытаются отыскать механизмы, которые в дальнейшем позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить поступающую информацию.
  • Пятая идея заключается в кодировке всех обработанных данных. Когнитивная психология транслирует теорию о том, что любая информация получает особый код в человеческой психике и отправляется на хранение в определенную ячейку.
  • Одной из идей нового направления в психологи является необходимость проводить изыскания только с помощью хронометрических средств. В когнитивизме считается важным то время, которое человек тратит на поиски решения какой-либо поставленной задачи.

Перечисленные выше идеи лишь на первый взгляд кажутся очень простыми, в реальности они являются базой, на которой выстраивается сложная цепочка научных изысканий и исследований.

когнитивная психология найссер

Когнитивизм: положения

Основные положения когнитивной психологии довольно просты и понятны даже человеку, далекому от науки. Примечательно, что главная цель данного направления заключается в нахождении объяснений человеческого поведения с точки зрения познавательных процессов. Ученые делают акцент не на заложенных чертах характера, а на опыте и знаниях, приобретенных в результате сознательной деятельности.

Основные положения когнитивной психологии можно представить в виде следующего списка:

  • изучение чувственного процесса познания мира;
  • исследование процесса присваивания людьми определенных качеств и характеристик другим индивидам;
  • изучение процессов памяти и создания определенной картины мира;
  • понимание бессознательного восприятия событий и так далее.

Мы решили не перечислять все положения данного научного течения, а выделили только основные. Но даже после их изучения становится понятно, что когнитивизм с разных сторон изучает процессы познания.

Методология

Практически любое исследование в рамках когнитивной психологии должно в первую очередь включать в себя лабораторный эксперимент. При этом выделяется ряд установок, чаще всего они состоят из трех компонентов:

  • все данные выделяются из ментальных образований;
  • поведение является следствием познания и опыта;
  • необходимость рассматривать поведение как нечто целостное и не расчленять его на составляющие элементы.

когнитивно поведенческая психология

Особенности когнитивной психологии

Интересно, что ученые сумели выделить особую схему, которая и управляет поведением личности в определенных ситуациях. Когнитивисты считают, что первичным в познании человеком окружающего мира является впечатление. Именно чувственное восприятие запускает процессы, которые в дальнейшем преобразуют знания и впечатления в некую цепочку. Она регулирует поведение человека, в том числе и социальное.

Причем данные процессы находятся в постоянном движении. Дело в том, что человек стремится к внутренней гармонии. Но в связи с получением нового опыта и знаний личность начинает испытывать определенную дисгармонию. Поэтому стремится упорядочить систему и получить еще больше знаний.

Когнитивный диссонанс: определение

Стремление индивидуума к внутренней гармонии и переживаемый в этот момент дискомфорт в психологии называется «когнитивный диссонанс». Его испытывает в разные периоды жизни каждый человек.

Возникает он в результате противоречий между знаниями о ситуации и реальностью либо знаниями и поступками личности. При этом когнитивная картина мира нарушается, и возникает тот самый дискомфорт, толкающий человека на ряд поступков, чтобы вновь войти в состояние гармонии с собой.

когнитивная психология положения

Причины возникновения диссонанса

Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:

  • логическая непоследовательность;
  • несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
  • противоречие ситуации прошлому опыту;
  • возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.

Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.

Выход из когнитивного диссонанса

Как утверждают ученые, вариантов выхода довольно много. Но чаще всего человек выбирает следующие:

  • изменение поведенческой схемы на новую;
  • смена определенных элементов когнитивной схемы;
  • расширение схемы и включение в нее новых элементов.

Когнитивный подход: краткая характеристика

Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.

Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.

когнитивная психология и ее представители у найссер

Психология личностных конструкторов

Нельзя рассматривать когнитивизм без теории личностных конструкторов. Она является базовой при изучении поведения людей в разных ситуациях. Если описывать ее кратко, то можно сказать, что люди, воспитанные и живущие в разных условиях, не могут воспринимать и оценивать действительность одинаково. Поэтому при попадании в равные условия они зачастую абсолютно по-разному воспринимают ситуацию и принимают неодинаковые решения.

Это доказывает, что личность выступает в роли исследователя, который опирается только на свои знания, и это позволяет ей отыскать верное решение. К тому же индивид может просчитывать последующие события, вытекающие из принятого решения. Таким образом, образуются определенные схемы, называемые личностными конструкторами. Если они оправдывают себя, то в дальнейшем продолжают использоваться в идентичных ситуациях.

Теория Альберта Бандуры

Еще до появления когнитивной психологии ученый Альберт Бандура разработал теорию, которая сейчас легла в основу научного направления. Теория основывается на том, что основные познания об окружающем мире возникают в процессе наблюдения.

Бандура утверждал в своих трудах, что в первую очередь социальная среда дает личности стимул для роста. Из нее черпаются знания и выстраиваются первые цепочки, которые в дальнейшем будут выступать в роли регулятора поведения.

При этом благодаря наблюдениям человек может предугадать, каким образом его действия скажутся на других людях. Это позволяет самому регулировать себя и менять модель поведения в зависимости от той или иной ситуации.

В данной теории знания и способность к саморегуляции являются превалирующими по отношению к интуиции и заложенными от природы инстинктами. Все перечисленное как нельзя лучше перекликается с основными положениями когнитивизма. Потому самого Альберта Бандуру часто причисляют к основателям нового направления в психологии.

 когнитивная психология и ее представители саймон

Когнитивная психология – это очень интересное научное течение, которое позволяет лучше понять человека и мотивы, побуждающие его поступать в соответствии с теми или иными правилами.

fb.ru

Когнитивная психология.

Представители:

Жан Пиаже.

Предмет изучения.

Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Основные теоретические положения.

Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.

Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Практика.

Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.

Работа, анализ, создание прикладной теории.

Вклад.

Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.

Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Гуманистическая психология.

Представители:

Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.

Предмет изучения.

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни.

Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоантуализации».

Основные теоретические положения.

Базируется на иерархии потребностей человека.

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Социальные потребности.

Потребности в надежности.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Практическое применение.

Гуманистическая психология – современное направление в психологической науке.

Есть некоторые приемы и понятия, которые применяются. На сегодняшний день это:

Основные целостные самоактуализирующийся личности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Вклад.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Трансперсональная психология.

Представители:

К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу, С.Грофф.

Предмет изучения.

Уделение большого внимания бессознательному и его динамике.

Психика – взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними.

Трансперсональная изучает измененные состояния сознания, переживания которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Основные теоретические положения.

Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений) объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.

Структура личности:

Практическое применение.

Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств.

Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи – вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы.

Важной категорией Транс опыта с трансценденцией времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия – ZB. Опыт существования вне тела, телепатия.

Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Вклад.

Главной отличительной чертой Транс Подхода есть модель человеческой души, в которой признается «Значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания».

studfiles.net

Когнитивная психология - Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в 03/08/2014. Опубликовано Когнитивная психология

когнитивная психологияКогнитивную психологию считают относительно молодой отраслью психологии, но, тем не менее, она быстро превращается в одну из самых популярных. Такие темы, как стили учения, внимание, память, забывание и усвоение языка — лишь некоторые из областей практического применения для этой науки. Но что же такое когнитивная психология? Чем занимаются когнитивные психологи?Когнитивная психология — это отрасль психологии, предметом которой являются психические процессы, в том числе процессы мышления, восприятия, запоминания и учения. Эта отрасль психологии напрямую связана и с другими дисциплинами, включая неврологию, философию и лингвистику.Основное внимание когнитивной психологии уделяется тому, как люди приобретают, обрабатывают и хранят информацию. Исследования в области когнитивной психологии находят широкое применение — например, в качестве рекомендаций для улучшения памяти, повышения точности принятия решений или в виде требований к структуре учебных программ (для повышения качества обучения в целом).Вплоть до 1950-х годов доминирующим направлением в психологии был бихевиоризм. С 1950 по 1970 внимание психологов начало перемещаться с поведенческой психологии к изучению таких тем, как внимание, память и решение проблем. Часто этот процесс упоминается как когнитивная революция, поскольку в этот период появилось значительное количество исследований на темы моделей обработки, познавательных методов, а также впервые был использован термин «когнитивная психология».Это произошло в 1967 году; новую отрасль так назвал в своей книге американский психолог Ульрик Нейсер. По мнению Нейсера, под познанием следует понимать «все процессы, посредством которых сенсорная информация трансформируется, сокращается, перерабатывается, хранится, извлекается и используется. Оно связано с этими процессами, даже если они работают в отсутствие соответствующего стимула — в виде образов и галлюцинаций… Учитывая такое радикальное определение, можно сделать вывод, что познание участвует во всём, что в принципе может делать человеческое существо, а также что любой психологический феномен есть феномен когнитивный».Большой вклад в развитие когнитивной психологии как науки внесли Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Вольфганг Келер, Джеймс МакКлелланд, Жан Пиаже, Дэвид Румельхарт, Эдвард Б. Титченер, Эдвард Толмен, Густав Фехнер, Ноам Хомский и Герман Эббингауз.

Что отличает когнитивную психологию?

В отличие от приверженцев бихевиоризма, привыкших сосредотачиваться только на наблюдаемом поведении, когнитивные психологи имеют дело с внутренними психическими состояниями человека.В отличие от психоанализа, который в значительной мере основывается на субъективных ощущениях человека, в когнитивной психологии научные методы исследования используются для изучения его психических процессов.

Кому нужна когнитивная психология?

К основным темам, представляющим интерес для специалистов в области когнитивной психологии, относят вопросы:

  • восприятия;
  • языка;
  • внимания;
  • памяти;
  • решения проблем;
  • принятия решений и формирования суждений;
  • интеллекта и т.д.

Поскольку когнитивная психология затрагивает ряд других дисциплин, эта отрасль психологии часто необходима людям, специализирующимся и в других областях.К примеру, ею могут заинтересоваться студенты, занимающиеся поведенческой неврологией, лингвистикой, индустриально-организационной психологией, вопросами искусственного интеллекта и другими смежными областями. Учителя, преподаватели и разработчики учебных программ также могут извлечь выгоду, узнав больше о том, как люди обрабатывают и запоминать информацию. Инженерам, учёным, художникам, архитекторам и дизайнерам может здорово помочь понимание внутренних психических состояний и процессов человека.

Теги: Когнитивная психология, познание

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Когнитивная психология и когнитивная психотерапия

когнитивная психология

Психология – наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.

Понятие и краткая история когнитивной психологии

Когнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, логического мышления, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.

Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается мышления, языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.

Появилось данное направление в 50-х годах XX века в США. Хотя, конечно, попытки изучить проблемы сознания предпринимались и раньше. Еще философы древности задавались вопросами, где размещаются мысли и память. Например, в Древнем Египте считали, что они располагаются в сердце. Эту идею поддерживал и Аристотель. Однако Платон полагал, что местом их хранения является мозг. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что огромный интерес к проблеме сознания люди проявляли за сотни лет до того как когнитивная психология сложилась в научное направление.

Немалая заслуга в развитии когнитивной науки принадлежит таким известным философам как Иммануил Кант, Дэвид Юм и Рене Декарт. Так, теория Декарта о психической структуре со временем стала методом изучения психики. Работы Юма поспособствовали установлению законов ассоциаций идей и классификации психических процессов. А Кант указал на то, что разум является структурой, а опыт – фактами, заполняющими эту структуру. Но, естественно, неверно полагать, что только этих людей следует благодарить за становление когнитивной психологии. Огромную роль сыграла деятельность ученых и из других областей.

Одним из людей, повлиявших на становление когнитивной психологии более серьезно, является немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт, ведь он многократно говорил о том, что сознание обладает творческим потенциалом. В дальнейшем эта тема частично развивалась в функционализме и структурализме, и только с появлением бихевиоризма, сфокусировавшегося не на сознании, а на поведении, в начале ХХ столетия интерес к ней угас почти на полстолетия.

Но уже в 1950-х годах начался новый этап в развитии когнитивной науки. Одним из пионеров движения стал американский психолог Эдвард Толмен. Он указал на то, что важно рассматривать когнитивные переменные и поспособствовал отказу от присущего бихевиоризму подхода «стимул-реакция». Однако наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже, исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития. И даже невзирая на то, что работа Пиаже посвящалась по большей части детской психологии, спектр применимости когнитивного подхода существенно расширился, а сам Пиаже получил награду «За выдающийся вклад в развитие науки».

В 1970-х годах когнитивная психология начала все больше выделяться как отдельная сфера исследований и терапевтическая практика. Множество ее положений стали основой психолингвистики, а ее выводы начали использоваться в других разделах психологической науки, таких как психология образования, психология личности и социальная психология.

В настоящее время когнитивная психология во многом базируется на аналогиях между механизмами познания у человека и преобразованием информации в вычислительных устройствах. (И это при том, что ее основы закладывались до того, как появилась кибернетика и сложная вычислительно-информационная техника.)

Более всего распространена концепция, где психика представляется устройством, у которого есть фиксированная способность преобразовывать получаемые сигналы. Основное значение в ней имеют внутренние когнитивные схемы и активности организма, участвующие в процессе познания. Человеческая познавательная система рассматривается в качестве системы с устройствами ввода, хранения и вывода данных с учетом ее пропускного потенциала. А базовая метафора когнитивной психологии – это компьютерная метафора, согласно которой работа человеческого мозга уподобляется работе процессора компьютера.

Для тех, кого интересуют представители когнитивной психологии, назовем их имена. Это Борис Величковский, Джордж Сперлинг, Роберт Солсо, Карл Прибрам, Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер, Аллен Ньюэлл, Саймон Герберт и некоторые другие. В конце статьи мы еще приведем небольшой список книг некоторых из этих авторов. Сейчас же наибольший интерес для нас представляют основные идеи когнитивной науки.

Но с учетом серьезности темы и физической невозможности рассказать обо всем в одной статье, не будет лишним, если вы уделите время просмотру полуторачасового видео. Это запись лекции «Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идет» доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ Марии Фаликман. Впрочем, посмотреть его вы можете и по окончании статьи или в любое подходящее время.

Основные идеи когнитивной психологии

Когнитивная психология в своих исследованиях опирается на несколько основополагающих идей. В тезисной форме представим каждую из них:

  • Главные объекты изучения – это познавательные процессы. К ним относятся мышление, речь, восприятие, воображение, внимание и память. Дополнительно к ним когнитивная наука занимается исследованием человеческого и искусственного интеллекта, эмоциональной сферы личности, психологии развития и процесса распознавания образов.
  • Важнейшая предпосылка когнитивной психологии состоит в изучении и анализе процессов познания в форме функций вычислительной машины. Представители направления рассматривают познавательные процессы психики человека точно так, как, например, инженер-электронщик изучает компьютер. Вычислительная машина выполняет множество операций, связанных с получением, обработкой, хранением и выдачей данных. Когнитивные функции человека отвечают за аналогичные операции.
  • Третья идея вытекает из второй. Она гласит, что психика обрабатывает данные поэтапно. Т.е. любой стимул, полученный из внешнего мира, проходит через цепь порядковых преобразований.
  • Психические системы обработки информации имеют свою предельную емкость. Это предположение объясняет направление работы и задачи когнитивных психологов – они стремятся отыскать естественные и наиболее эффективные методы работы с информацией, поступающей в психику из внешнего мира (терапевты-когнитивисты с помощью этого знания корректируют поведение пациентов).
  • Вся информация, которая поступает в психику посредством познавательных процессов, кодируется и отражается особым (индивидуальным) образом.
  • Для любых исследований необходимо использовать хронометрические средства, позволяющие оценить время ответа на предлагаемые задачи и/или скорость, с которой психика реагирует на сигналы. Когнитивная психология не использует интроспективные технологии (когда человек сам наблюдает за происходящими в психике процессами и при этом не использует инструменты и стандарты), и считает их недостаточно точными.

Эти идеи могут показаться довольно простыми на первый взгляд, однако в действительности они составляют ту базу, на которую опирается целый комплекс сложнейших научных исследований. Это в свою очередь говорит, что когнитивная психология, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, является очень серьезным научным разделом. Изучая процессы познания, происходящие в психике, она может делать определенные выводы, основываясь на полученных эмпирическим путем доказательствах.

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.

Реализуются же все исследования в сфере когнитивной психологи при помощи специальных методов. В первую очередь это методы микродинамического и микроструктурного анализа перцептивных процессов. Микроструктура и микродинамика психической деятельности относятся к предмету когнитивной науки, изучающей особенности психической жизни. Структура здесь является относительно статичным представлением системы организации элементов психических процессов. А микродинамика – это исследование происходящих в психической жизни процессов через обработку поступающей из окружающего мира информации. Благодаря обоим методам действия человека рассматриваются как части единой интрапсихической системы, а не как отдельные явления.

Следующий метод – это микрогенетический метод, основывающийся на одном из видов гештальт-теории (Лейпцигская школа), уделяющей основное внимание особенностям формирования психических явлений. Согласно этой теории, образы предметов возникают в человеческом сознании не сразу, а после прохождения нескольких стадий, которые можно выявить, создав определенные условия. Но главная задача метода – изучить не итоговый результат мыслительного процесса или его взаимосвязь с условиями, а сам процесс, приводящий к данному результату.

Три этих метода предназначены для анализа мышления и когнитивных процессов. Но есть и еще один, привлекающий наибольшее внимание. Это метод замены личностного конструкта, разработанный американским психологом Джорджем Келли в 1955 году. Несмотря на то, что когнитивный подход в психологии еще только формировался, труды Келли стали определяющими для него, и сегодня вокруг них построена такая важная область практической когнитивной психологии как когнитивно-поведенческая психотерапия. При ее рассмотрении мы чуть глубже коснемся и вышеназванного метода.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

когнитивный подход в психологии

Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.

Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.

Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.

В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:

  1. На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
  2. На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
  3. На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.

Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.

Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.

Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.

Вместо заключения

Если говорить об актуальности когнитивной науки вообще, то она востребована специалистами, изучающими особенности и механизмы не только восприятия, памяти, внимания и речи, но и формирования суждений, принятия решений, разрешения проблем, работы интеллекта и множество других вопросов.

Беря во внимание то, что когнитивная психология касается некоторых других наук, ее изучение требуется людям, работающим в совершенно разных областях. Она представляет интерес для неврологов, лингвистов, преподавателей, учителей, инженеров, художников, ученых, дизайнеров, архитекторов, разработчиков образовательных программ, специалистов в области искусственного интеллекта и т.д.

Когнитивная психология и ее представители сыграли огромную роль в понимании закономерностей всего процесса познания и отдельных его механизмов. Деятельность когнитивистов поспособствовала развитию психологии личности, психологии эмоций и возрастной психологии, внесла серьезный вклад в исследования по экологии восприятия и изучение социальных когниций.

Таковы в общих чертах основы когнитивной психотерапии и когнитивной психологии. Еще раз напомним, что эта статья носит чисто ознакомительный характер, и мы ни в коем случае не претендуем на полноценное раскрытие темы когнитивной науки, которой посвящено огромное количество книг и научных трудов. И поэтому рекомендуем вам (если есть соответствующий интерес) почитать работы, которые написали представители когнитивистского направления. Вот несколько таких книг:

  • «Когнитивная психология: история и современность», хрестоматия;
  • «Когнитивная психология», Р. Солсо;
  • «Когнитивная психология», Д. Ушаков;
  • «Когнитивная психология», А. Д. Роберт;
  • «Когнитивная эволюция и творчество», И. Меркулов;
  • «Маленькая книжка о большой памяти», А. Лурия;
  • «Миметика глупости», Крупенин А. Л., Крохина И. М.;
  • «Ваша память», А. Бэддели;
  • «Невидимая горилла», Д. Саймонс, К. Шарби;
  • «Познание и реальность», У. Найссер.

И в заключение посмотрите небольшое видео о когнитивной терапии и механизме ее работы. Развивайтесь, тренируйте свое восприятие и познавайте мир. Желаем вам удачи!

4brain.ru

Когнитивная психология - кратко о главном. Основные положения, история и особенности

Говорить о психологии сегодня как о науке единой невозможно. Каждое направление в ней предлагает свое понимание психической реальности, ее функционирования и подход к анализу определенных аспектов. Относительно молодой, но довольно популярной и прогрессивной является когнитивная психология. Кратко с этой научной отраслью, ее историей, методами, основными положениями и особенностями познакомимся в данной статье.

когнитивная психология кратко

История

Начало когнитивной психологии положила встреча молодых специалистов электронной инженерии в Массачусетском университете 11 ноября 1956 года. Среди них были известные сегодня психологи Ньюэлл Аллен, Джордж Миллер и Ноам Хомски. Они впервые поставили вопрос о влиянии субъективных познавательных процессов человека на объективную реальность.

Важной для понимания и развития дисциплины стала книга «Изучение когнитивного развития» Дж. Брунера, опубликованная в 1966 году. Над созданием ее работали 11 соавторов – специалистов Гарвардского исследовательского центра. Однако основным теоретическим трудом когнитивной психологии признана книга с одноименным названием Ульрика Найссера – американского психолога и преподавателя Корнеллского университета.

Основные положения

Основные положения когнитивной психологии кратко можно назвать протестом против воззрений бихевиоризма (психологии поведения, начало 20 века). Новая дисциплина заявила, что поведение человека является производным мыслительных способностей человека. «Когнитивность» означает «познание», «знание». Именно его процессы (мышление, память, воображение) стоят над внешними условиями. Они образуют определенные понятийные схемы, с помощью которых и действует человек.

Основную задачу когнитивной психологии кратко можно сформулировать как понимание процесса расшифровки сигналов внешнего мира и интерпретации их, сравнений. То есть человек воспринимается как своего рода компьютер, который реагирует на свет, звук, температуру и другие раздражители, анализирует все это и создает шаблоны действий для разрешения проблем.

когнитивный подход в психологии кратко

Особенности

Некомпетентные люди часто отождествляют бихевиоризм и когнитивное направление. Однако, как уже было сказано выше, это отдельные, самостоятельные дисциплины. Первая сосредоточена только на наблюдении за поведением человека и внешними факторами (стимул, манипуляция), формирующими его. Сегодня некоторые научные положения ее признаны ошибочными. Когнитивную психологию кратко и понятно можно определить как науку, изучающую психические (внутренние) состояния человека. От психоанализа ее отличают научные методы (а не субъективные ощущения), на которых базируются все исследования.

Круг тем, затрагиваемый когнитивным направлением, образуют восприятие, язык, память, внимание, интеллект и решение проблем. Поэтому эта дисциплина часто перекликается с лингвистикой, поведенческой неврологией, вопросами искусственного интеллекта и др.

Методы

Основным методом когнитивистов является замена личностного конструкта. Разработка его принадлежит американскому ученому Дж. Келли и относится к 1955 году, когда новое направление еще не было сформировано. Однако авторский труд во многом стал определяющим для когнитивной психологии.

когнитивная психология кратко и понятно

Кратко личностный конструкт представляет собой сравнительный анализ того, как различные люди воспринимают и интерпретируют внешнюю информацию. Он включает в себя три этапа. На первом пациенту дают определенные инструменты (например, дневник мыслей). Они помогают определить ошибочные суждения и разобраться в причинах этих искажений. Чаще всего, ими являются состояния аффекта. Второй этап носит название эмпирического. Здесь пациент вместе с психотерапевтом отрабатывает приемы по корректному соотношению явлений объективной действительности. Для этого используется формулирование адекватных аргументов за и против, системы преимуществ и недостатков моделей поведения, проведение экспериментов. Заключительным шагом становится оптимальное осознание пациентом своих ответных действий. Это прагматический этап.

Если говорить кратко, когнитивная психология Келли (или теория личности) – это описание той самой понятийной схемы, которая и позволяет человеку осмысливать реальность и формировать определенные модели поведения. Ее успешно подхватил и развил Альберт Бандура. Ученый выявил принципы «научения через наблюдение» в модификации поведения. Сегодня личностный конструкт активно используется специалистами всего мира для изучения депрессивных состояний, фобий пациентов и выявления/коррекции причин их заниженной самооценки. В целом, выбор когнитивного метода зависит от типа психического расстройства поведения. Это могут быть методы децентрации (при социофобии), замены эмоций, смены ролей или целенаправленного повторения.

Связь с нейробиологией

Изучением поведенческих процессов в более широком смысле занимается нейробиология. Сегодня эта наука развивается параллельно и активно взаимодействует с когнитивной психологией. Кратко она затрагивает психический уровень, и больший акцент делает на физиологических процессах в нервной системе человека. Некоторые ученые даже прогнозируют, что в будущем когнитивное направление может быть редуцировано к нейробиологии. Препятствием этому окажутся только теоретические расхождения дисциплин. Когнитивные процессы в психологии, кратко говоря, более абстрактны и иррелевантны к воззрениям нейробиологов.

когнитивная психология келли кратко

Проблемы и открытия

Работа У. Найссера «Познание и реальность», вышедшая в 1976 году, определила основные проблемы развития новой дисциплины. Ученый предположил, что данная наука не может решать повседневные вопросы людей, опираясь только на лабораторные методы экспериментов. Также он дал положительную оценку теории прямого восприятия, разработанного Джеймсом и Элеонорой Гибсонами, которая может успешно использоваться в когнитивной психологии.

когнитивная психология основные положения кратко

Кратко познавательные процессы затронул в своих разработках американский нейрофизиолог Карл Прибрам. Научный вклад его связан с исследованием «языков мозга» и созданием голографической модели психического функционирования. В ходе последней работы был проведен опыт – резекция мозга животных. После удаления обширных участков память и навыки сохранились. Это дало основание утверждать, что за познавательные процессы отвечает весь мозг, а не отдельные его области. Сама голограмма работала на базе интерференции двух электромагнитных волн. При отделении любой ее части, картинка сохранялась целиком, хотя менее четко. Модель Прибрама до сих пор не принята научным сообществом, однако, часто обсуждается в трансперсональной психологии.

когнитивные процессы в психологии кратко

В чем может помочь?

Практика личностных конструктов помогает психотерапевтам лечить психические расстройства у пациентов, либо сгладить их проявление и сократить риск появления рецидивов в будущем. Кроме того, когнитивный подход в психологии кратко, но прицельно помогает повысить эффект медикаментозной терапии, скорректировать ошибочные конструкты и устранить психосоциальные последствия.

fb.ru

Тема 14. Когнитивная психология: становление и направления развития

Когнитивная психология (лат. cognitio — знание, познание) – последнее из современных направлений – получила официальный статус в 1960 году, когда в Гарварде, Джордж Миллер и Джером Брунер – открыли первый научный Центр когнитивной психологии. В 1967 г. Американский психолог Ульрих Найссер изложил основные положения направления в книге «Когнитивная психология», определив в качестве предмета научного интереса познавательные процессы, как сознательные, так и бессознательные. Наряду с гештальтпсихологией и гуманистическим направлением, когнитивисты выступили против исключения роли психики в регуляции поведения в бихевиоризме и психоанализе.

Научными предпосылками становления когнитивной психологии стали идеи о приоритете познавательных процессов, внутреннего плана в регуляции поведении животных (Э.Толмэн, В.Келер) и ведущей роли интеллекта в адаптации и психическом развитии ребенка (Ж.Пиаже). Другим важным идейным источником в развитии когнитивной психологии стали положения кибернетики как науки о сигнальной регуляции и управлении системами (техническими, органическими, психологическими, социальными), изложенные в 1948 году известный американский математиком Норбертом Винером в книге «Кибернетика, или Управление и связь в живых организмах и машинах». В социальном плане ведущая роль мышления в жизнедеятельности человека была экспериментально обоснована в исследованиях влияния социальных фактов на память (Фредерик Бартлет) и восприятие (Джером Брунер) человека. На основании изложенных концепций, главной идеей когнитивной психологии стало утверждение ведущей роли познавательных процессов в жизнедеятельности человека.

В настоящее время в русле когнитивной психологии не существует единой теории или подхода. Исходной методологической базой множества когнитивных концепций является номотетический (или информационный) подход, в котором утверждается так называемая «компьютерная метафора» в понимании человека. Это – сугубо лабораторная психология, основными допущениями которой являются представления о поэтапной обработке информации, ограниченной емкости системы переработки информации и постулат о кодировании информации. Примером реализации информационного подхода является концепция трехкомпонентной модели памяти Ричарда Аткинсона, в которой познавательные процессы человека рассматриваются по аналогии с преобразованием информации в вычислительном устройстве. Роберт Стернберг в русле номотетического подхода предложил компонентную модель интеллекта, которая включает пять классов умственных процессов, согласованно участвующих в решении задач. При этом интеллект понимается автором как не статичное образование, измеряемое традиционными тестами интеллекта, а гораздо более широкое понятие, связанное с возможностью практического применения интеллекта. Сегодня способность применения потенций личности в практической жизни отражено в понятии «компетенция». Гарднер Говард – автор теории множественных интеллектов – также, как и Стенберг, считал, что традиционные тесты интеллекта неспособны измерить и учесть все аспекты интеллекта. Такие тесты могут предсказать успеваемость в школе, но дальнейшая жизнь, карьерный рост не могут быть спрогнозированы с их помощью. По мнению Г.Гарднера, интеллект – множественный конструкт, состящий из семи типов интеллекта (вербальный, пространственный, личностный, межличностный, телесно-кинестетический, логико-математический, музыкальный). Изначально, в русле информационного подхода работал и основатель когнитивной психологии – Ульрик Найссер. Изучая когнитивные процессы в лабораторных условиях через моделирование информационного потока на разных стадиях его трансформации, У.Найссер ввел такие термины как «иконическая память» и «эхоическая память».

Позже У.Найссер перешел на позиции экологического подхода – к изучению и формированию навыков личности в реальных условиях жизнедеятельности (на производстве, в процессе решения реальных задач и т.п.). Отказ У.Найссера от номотетической методологии был обусловлен его пониманием того факта, что в искусственных условиях при изучении искусственных моделей восприятия, невозможно учесть все информационные стимулы, которые человек получает в естественных информационно-насыщенных условиях. Остро встал вопрос о низкой «экологической валидности» получаемых в лабораторных экспериментах данных, выражающейся в их малой пригодности для описания поведения вне рамок искусственно созданной экспериментальной ситуации. Эти мысли У.Найссера получили отражение в его новой книге “Познание и реальность” (1976).

Важным направлением исследований в когнитивной психологии является изучение роли бессознательного в когнитивной переработке информации. В экспериментах Дональда Бродбента и Анны Трисман с одновременной подачей разных сигналов через наушники в левое и правое ухо было показано, что неосознаваемая часть переработки информации включается на первых этапах восприятия нового материала, анализ информации на бессознательном уровне происходит непрерывно, а из бесчисленного количества информации, получаемого в единицу времени, когнитивная система на всех своих уровнях отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент.

В русле когнитивной психологии, помимо изучения мыслительной деятельности, разрабатывались теории социально-психологического характера. Наиболее ярко это направление представлено в теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера. Развивая идеи Курта Левина, Л.Фестингер пришел к заключению о том, что люди стремятся к внутреннему равновесию между получаемой информацией и наличными мотивами их поведения. Диссонанс между информацией и поведением переживается как дискомфортное состояние неуравновешенности, которое необходимо ликвидировать через изменение поведения или представлений.

В контексте когнитивных теорий личности можно выделить сформулированную в 50-е годы ХХ в. теорию личностных конструктов Джорджа Келли, в которой целостное поведение личности определяется индивидуальной системой полярных конструктов, на основе которых строятся гипотезы о будущих событиях. Человек выбирает тот полюс, который обладает большей прогностической ценностью и действует согласно этому представлению. Если гипотеза не подтверждается – система конструктов перестраивается, чтобы повысить адекватность последующих прогнозов. Таким образом, Дж.Келли утверждает ведущую роль интеллектуальных процессов в жизнедеятельности человека. Поэтому, не смотря на то, что теория Дж.Келли предвосхитила возникновение когнитивной психологии, теория личностных конструктов была отнесена к когнитивным теориям личности.

      1. В психотерапевтической практике когнитивный подход представлен в рационально-эмотивной психотерапии (РЭТ, 1962), разработанной Альбертом Эллисом и когнитивной терапии Аарона Бека (70-е г.г.). Когнитивными подходами в психотерапии являются те, в которых акцент делается на логическом, интеллектуальном подходе к решению психологических проблем. В основу РЭТ Эллиса легло допущение о том, что негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции являются следствием не опыта самого по себе, а его интерпретации. Эллис предложил модель «А-В-С», где А – активирующее событие, В – суждение, С – дисфункциональные эмоции, следствия. Анализ трудных жизненных ситуаций по данной схеме позволяет сделать очевидным для личности клиента тот факт, что последствия зависят не от ситуации (А), а от рациональности/иррациональности суждения о ней (В) и, на этом основании, скорректировать суждения. Терапия А.Бека объединяет психоанализ (автоматические мысли, усвоенные в детстве) и бихевиоризм (невроз и терапия рассмотрены в терминах научения). Главным допущеним является понимание целостного поведения и психологических проблем личности как результата некритично усвоенного в детстве свода правил. Цель психотерапии А.Бека определяется освобождением личности от тирании ранних убеждений и научением новому поведению.

Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки определяется утверждением приоритета интеллектуальной активности в поведении человека, развитием экологического подхода и психотерапевтической практики в современной психологии.

Критика когнитивного направления обусловлена разрозненностью концепций, отсутствием единой основы и характерным редукционизмом, сведением объяснения сложных форм поведения личности набором мыслительных операций.

studfiles.net