Вклад М.В. Ломоносова в развитие риторики. Ломоносов риторика вклад


Риторика Ломоносова

Огромный вклад в развитие русского красноречия внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он предпринял реформу русского языка, заложил основу современного русского языка. В 1744 г. Ломоносов издал первый учебник риторики на русском языке “Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное”. Издание встретило отпор академиков, предлагавших сделать перевод на латинский язык. Автор не только не сделал этого, но и подготовил в 1748 г. новую работу – “Краткое руководство к красноречию”. М. В. Ломоносов дал определение красноречия и оратора: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостоверить. Кто в сей науке искусен, тот называется ритор”.

Ломоносов, рассматривая проблему подготовки оратора, говорит, что для красноречия необходимы дарования душевные (острый ум и память) и телесные (хорошие физические качества), а также знание теории, в частности, элементов и структуры публичной речи, знание “нравов человеческих”, упражнения в подражании авторам. Ломоносовский учебник был первой российской хрестоматией, содержавшей образцы из произведений античных, европейских и отечественных риторов.

По проекту Ломоносова в 1755 г. создан Московский университет, на философском факультете которого читали курс красноречия.

Считается, что именно М. В. Ломоносов положил начало научной русской риторики, написав Краткое руководство к красноречию (1748г.).

Риторика М. В. Ломоносова состоит из трех частей:

Основные теоретические положения риторики в книге М. В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе....

Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.

В Кратком руководстве Ломоносов дает следующее определение риторики: Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению.

Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения. Именно М. В. Ломоносов утвердил в употреблении термин красноречие, выбрав его из длинного ряда синонимов. Интересно, что М. В. Ломоносов различал термины:

· риторика наука, учение, правила,

· красноречие искусство, умение красно говорить, а также тексты словесности.

Краткое руководство к красноречию издавалось при жизни Ломоносова не менее трех раз. Все позднейшие русские риторики основывались на этом труде М. В. Ломоносова. Многие высказывания Ломоносова современны и сегодня. Так, например, для красноречия, по Ломоносову, необходимы прежде всего дарования

· душевные (острый ум и память),

· телесные (громкий голос, долгое дыхание, приятная внешность и осанка).

Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В Риторике Ломоносова предлагается строить речь из четырех частей:

Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить. Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать нравы человеческие, учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют возбуждению страстей

В своем учебнике Ломоносов приводит очень много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.

schoolessay.ru

Ломоносов текст

  1. Слайд

М.В.Ломоносов родился в деревне Мишанинской возле Холмогор (Архангельская губерния) в семье крестьянина-помора. До последнего времени считалось, что Ломоносов родился в селе Денисовке (Ломоносовка), расположенном недалеко от Мишанинской. Днём рождения его принято считать 8 ноября 1711 года.

В 1736 году, Ломоносов с группой других студентов академической гимназии направляется русским правительством для продолжения образования в университет германского города Марбурга. Там Ломоносов завершает высшее образование под руководством известного европейского философа, физика и математика Христиана Вольфа.

6 слайд

Вклад Ломоносова М.В в развитие риторики.

Ломоносов горячо любил русский язык, он верил, что этот язык открывает для развития поэзии широчайшие исторические перспективы. "Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть", - писал он, а в "Российской грамматике" (1754-1755) добавлял - "в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка…" Ломоносов М.В. Сборник статей и материалов. М.; Л. Т.1-5; с.447

По Ломоносову, в языке следует установить три стиля, которые будут различаться «по пристойности материй». Он устанавливает зависимость между «материей», то есть темой, предметом изложения, жанром и стилем. «Высокая материя» требует высокого стиля, «низкая материя» требует низкого стиля. Каждый жанр предусматривает один из трех стилей, никакие отклонения не допускаются.

Героические поэмы, оды, «прозаичные речи о важных материях», трагедии должны быть написаны высоким стилем.

«Театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия», стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, эклоги, прозаические “описания дел достопамятных и учений благородных” пишутся средним стилем.

Комедии, увеселительные эпиграммы, песни, «в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел», басни пишутся  низким стилем.

       Нельзя  сказать, что до Михаила Васильевича Ломоносова в России никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» на русском языке. Само определение риторики у него традиционно:  «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речами представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости её удостоверить».

 «Риторика»  М.В. Ломоносова представляет собой  фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие  периоды. В нем ученый уделяет  существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться  каждым выступающим перед аудиторией.

В 18 веке она вынесла семь изданий (последнее — в 1797г.), в начале 19 века — два (1805г. и 1810г.).

Она стала настольной книгой для нескольких поколений   русских   людей. Произведение  Ломоносова  было    доступно    широким    демократическим слоям русского народа. До этого риторика использовалась только  духовенством  для  наставлений  и  проповедей. Ломоносов  придал ей просветительный характер.

В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении.

      Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению... К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук».

  «Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение».

     Ломоносов говорит о том, что выступление  должно быть логично построено, грамотно написано и  излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость  тщательного отбора материала, правильного  его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими  мысль выступающего. Их надо подбирать  и готовить заранее.

     При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит: 1) чтобы  в подробном описании частей, свойств  и обстоятельств употреблять  слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых  лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».

     Далее Ломоносов пишет о том, как  пробудить в слушателях любовь и  ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что  эмоциональное воздействие часто  может оказаться сильнее холодных логических построений.

     Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и т.д «При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении  страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто».

Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или  понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном... Не надобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно».

 Во  второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении  речи, которое состоит «в чистоте  штиля, в течении слова, в великолепии  и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших  книг и от обхождения с людьми, которые  говорят чисто». Рассматривая плавность  течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных  периодов, чередование ударений, воздействие  на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение  в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и  поговорок, крылатых выражений и  отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в  меру, добавляет ученый.

Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о  том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее  впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены  надлежащим образом? Храброго вождя  искусство состоит не в одном  выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». И далее Ломоносов  на многочисленных примерах поясняет сказанное.

     Современники  свидетельствуют, что Ломоносов  был выдающимся ритором. «Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили  с неизменным успехом.  Подводя итог можно выделить несколько нововведений Ломоносова в области риторики:

– идея взаимоотношения русского и церковно-славянского языка;

– классификация стилей;

– установление закономерностей употребления языковых единиц;

– интерес к проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта.

Послеломоносовский период:

В последней трети восемнадцатого века продолжал далее развиваться тип теоретических руководств по риторике. Следует назвать знаменитый "Письмовник" Н.Г.Курганова (1769), книги учебно-воспитательного направления: риторика Амвросия (1778), "Риторика в пользу молодых девиц, которая равным образом может служить и для мужчин, любящих словесные науки" Г.А.Глинки (1797), "Сокращенный курс российского слога" В.С.Подшивалова (1796).

Николай Гаврилович Курганов- ученый- просветитель, соратник М.В.Ломоносова. Начало 19 века – 11 издание книги «Письмовник» (60-е годы 18 века). Переиздавалась не менее десятка раз на протяжении почти семидесяти лет. Это пособие для самообразования, рассчитанное на разночинскую молодежь. Разделы: грамматика, курс риторики, хрестоматия русской словесности, приложения. Первый свод русских пословиц и поговорок (впервые в печати), художественные тексты (Ломоносов, Херасков,Сумароков, Тредиаковский), первый словарь иностранных слов. В разделе риторических правил Курганов пишет об употреблении слов различной стилевой принадлежности. Часто пишет с юмором. Его стиль не архаичный. Употребляет народные пословицы, издевается над речью, которая перенасыщена иностранными словами, словами неясного смысла. Курганов предпочитает вопросно-ответную форму. Книга Курганова – вклад в борьбу за чистоту русского языка, за грамотность.

Амвросий – последователь Ломоносова. Дается классификация видов речей: похвалительные (обличительная, похвалительная, жалобная, поздравительная) и советовательные ( побудительная и утешительная). Говорит о судебных речах. Разбирает язык, качества речи. Есть глава о родах штиля( стиля)- здесь он придерживался Ломоносовской концепции, но исходил из реально существующего двуязычия: церковнославянский и русский язык. Пишет о приемах смешения, взаимопроникновения двух языковых стихий.

В послеломоносовский период риторика развивается как учебно-воспитательная дисциплина. Риторика Глинки в пользу молодых девиц. Ориентирована на женскую аудиторию. В основе – перевод французской риторики. Приспосабливается для русского читателя. Хрестоматия включает: произведения Ломоносова, Державина, Хераскова и т.д. Ориентированная тема, каноны классицизма, исповедует каноны сентиментализма. Эта риторика пробуждала интерес к сентиментализму и русской словесности.

studfiles.net

Вклад М.В. Ломоносова в развитие риторики — реферат

     Вклад М.В. Ломоносова в  развитие риторики.

     Здравствуйте,                                      Я хотел бы рассказать вам о М.В. Ломоносове и о его неоценимом вкладе в развитие красноречия в России.

     Нельзя  сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743г. написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» на русском языке. Основной труд Ломоносова - «Риторика» 1748 года,  которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.

      «Риторика»  М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.

      Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей 18 века и  принесло ученому громкую славу. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский считал ее «великою заслугою своего времени».

      Книга считалась одной из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что «купцы (книготорговцы) беспрестанно спрашивают «Риторику» Ломоносова».

     Она стала настольной книгой для нескольких поколений   русских   людей.  Произведение  Ломоносова  было    доступно    широким    демократическим слоям русского народа. До этого риторика использовалась только  духовенством  для  наставлений  и  проповедей. Ломоносов  придал ей просветительный характер.

            В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении.

       Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...».

  Первая часть представляет содержательную сторону речи. Это собрание разных идей, которые в речи должны быть. Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. «Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее».

            Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений. «Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось». Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор так же должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.

     Во  второй части «Риторики» Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит «в чистоте стиля, в течении слова». Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

     Последняя, третья часть называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?».

     Вывод: Ломоносов был выдающимся ритором. «Риторика» - это серьезный труд по теории языкознания, который повлиял на дальнейшее развитие теории красноречия в России

В заключение хотел бы привести слова Шумахера, врага ученого, который писал одному из своих корреспондентов: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве «Слова» и «Речи»?».

     Благодарю за внимание.

turboreferat.ru

Ломоносов и его роль в развитии русского красноречия

Отец российского красноречия – Ломоносов Михаил Васильевич появился на свет в простой крестьянской семье, в 1711 году. Грамоту освоил еще в юности, подталкиваемый жаждой знаний, в 20 лет Михаил ушел в Москву за получением образования, был принят на обучение в Спасские школы. В первые годы Ломоносову приходилось нести нищенское существование, терпеть насмешки одноклассников и укоры родного отца, но быстрое усвоение науки и его выдающиеся успехи в учебе были замечены, и Михаил был вызван в Санкт-Петербург для обучения в Академии наук.

В 1736 году отец русского красноречия отправился в Германию для обучения геометрии, физике, химии и другим наукам. Через два года, получив отличное образование, Ломоносов отправил письмо – отчет на немецком языке в Питерскую Академию о прослушанных лекциях и пройденных предметах.

Михаил Васильевич Ломоносов, отец российского красноречия, обладал крутым нравом и в 1740 году, поссорившись с наставником иностранной школы, сбежал и отправился в странствование по немецкой стороне и успел жениться на Елизавете-Христине Цильх.

Через год его вольной жизни Академия наук вызвала своего ученика и приказала вернуться на Родину. В 1745 году Михаил Васильевич назначается профессором химии при Академии.

При жизни Ломоносов показывал выдающиеся знания во многих отраслях науки, он многое сделал для академии и человечества. Ученый привнес свой вклад во многие отрасли науки, начиная от физики, заканчивая филологией. Ломоносов был выдающимся ученым своего времени, и его роль в развитии риторики отмечена историей. Все его труды были направлены на улучшение жизни в стране и становление экономики, все книги были изложены доступным и понятным языком.

В 1764 году Екатерина II отметила заслуги Ломоносова перед страной и лично посетила ученого с визитом. Умер Михаил Васильевич на 54 году жизни из-за болезни.

Отец российского

Красноречие по Ломоносову

Филологическая деятельность ученого была обширной и одним из направлений в этой работе, было изучение и становление стилистики русской прозы. Вклад Ломоносова в риторику был увековечен трудом «Риторика» в 1744 году, под названием «Краткое руководство по риторике на пользу любителей сладкоречия».

Самым главным плюсом данной работы было то, что она написана на русском языке, в понятном всем изложении. Данная книга была написана для широкого круга читателей. Такой вариант не устроил академическое большинство того времени, и он был отвергнут. Мало кто из ученых в то время обращал внимание на проблемы красноречия в России.

Но трудности не остановили ученого, «Риторика» Ломоносова вышла вновь в 1747 году и была напечатана. Краткое руководство к красноречию произвело фурор среди крупных представителей культуры того времени. Ломоносов определял риторику, как науку, которая занимается красотой письменной и устной речи. Его книга – это свод определенных правил, которым нужно следовать при составлении прозы и в публичных выступлениях.

Учение о красноречии Михаила Ломоносова состоит из нескольких частей:

  • «О изобретении»;
  • «О украшении»;
  • «О расположении».

Ученый выделял в своей книге красноречие, ораторию и поэзию. Как определял риторику Ломоносов: как учение о красноречии в целом, в нее, как в науку, входит и учение о красоте поэзии, и о письменной речи, и о прозе. Вся теория в книге ученого сопровождается подкреплениями в виде цитат писателей Древнего Рима и Древней Греции, эпохи Возрождения и Нового времени.

Теория красноречия Ломоносова – обширный труд, его трудно пересказать, труд написан более чем на 300 страницах, в него входит:

  1. множественные правила риторики;
  2. требования к оратору и лектору;
  3. целый свод примеров, в том числе и в виде поэзии.

Ученый пишет о том, что публичное выступление лектора должно основываться на логике, быть грамотно изложено литературным языком. Речь для выступления должна тщательно отбираться и подкрепляться поясняющими примерами.

Красноречие

Краткое руководство к красноречию Ломоносова

Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию» в 1748 году, чем положил новое начало в российской науке о красоте слова. В своем руководстве ученый определяет риторику, как определенный вид искусства, с помощью которого можно убеждать и склонять к своему мнению других. Термин «красноречие» впервые был применен в случае с данной наукой именно Михаилом Васильевичем.

Термины, которые определял Ломоносов в своем учении:

  • красноречие искусство;
  • риторика наука;
  • учение;
  • умение красно говорить;
  • правила.

Ломоносов считал, что для красноречия важны два аспекта:

  1. телесный – поставленный голос и дыхание, располагающая к себе внешность и прямая осанка;
  2. духовный – высокий интеллект и хорошая память.

Книга «Краткое руководство к красноречию» издавалась несколько раз еще при жизни ученого, многое из примеров и высказываний Михаила Васильевича имеет актуальность и в современные дни. Его труд стал фундаментом для всей последующей риторики России.

В «Кратком руководстве …» Ломоносова указано, что одних телесных и духовных качеств для блестящего выступления не достаточно. Важно выдерживать элементы структурирования речи, последовательность построение текста должна быть следующей:

  • вступление;
  • пояснение;
  • утверждение;
  • заключение.

Каждая часть текста имеет свои задачи и должна быть произнесена согласно определенным правилам. Аргументы и доказательная база речи должны быть заранее продуманы и подготовлены, подкрепляться все должно эмоциональной выразительностью. По мнению Ломоносова, настоящий оратор должен уметь воздействовать своей речью на разум слушателей, вызывать у них бурю чувств и эмоций, для этого нужно знать, что сегодня интересно человеку, чем он живет.

Ломоносов писал, что настоящее красноречие – это ряд закономерностей, которые должен соблюдать оратор. Книга «Краткое руководство к красноречию…» имеет три части:

  1. в первой содержатся общие правила ораторского искусства, которые указывают на некоторые условия настоящего красноречия;
  2. во второй части больше говорится об украшении устной речи, о красоте слова, которая зависит от уровня знаний языка и интеллекта говорящего;
  3. третья часть содержит в себе информацию о правильной подаче и размещении материала, для убеждения и произведения впечатления на слушателя или читателя.

Для воздействия на людей, чтобы вызывать у слушателей ненависть, любовь, восхищение, страх и другие эмоции, важно подробно изучить свою аудиторию. Оратору полезно знать возрастную категорию случателей, их интересы, для чего они собрались, уровень интеллекта, воспитание и гендерные признаки. Важно учитывать обстоятельства выступления, информационный повод и веяния времени. Ломоносов указывает на то, что лектор должен воздействовать на «слабые места» его публики, а для этого нужно вычислить «там, где тонко» и надавить эмоционально.

Риторика, по Ломоносову, является наукой убеждения, чтобы овладеть ею в совершенстве, не достаточно быть просто творческим человеком, нужно обладать острым умом и хорошей ораторской подготовкой. В конце третьей части ученый приводит большое количество наглядных примеров, что облегчает процесс понимания материала.

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Риторика Ломоносова

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Риторика. Лекции » Риторика Ломоносова

    Риторика Ломоносова
      Развитие риторики в России получило мощное ускорение благодаря трудам великого русского ученого М.В.Ломоносова (1711-1765). Н.М. Карамзин в «Пантеоне российских авторов» назвал его «отцом российского красноречия». Ломоносовский период (середина и последняя треть XVIII в.) представляет собой новый этап в развитии отечественной риторики. Именно в это время сложился канонический тип русской риторики, в которой отражалась и обобщалась практика двуязычия (имеются в виду русский и церковнославянский языки), которая характеризовалась особым сплавом языковых элементов в рамках трихотомии (теории трех «штилей» М.В. Ломоносова). Первое пособие по риторике было названо М.В. Ломоносовым «Кратким руководством к риторике на пользу любителей сладкоречия» (1743). Но это сочинение было раскритиковано учеными немцами. При обсуждении рукописи академик Миллер заявил, что необходимо написать книгу на латинском языке и представить ее Академии вместе с русским переводом. Однако Ломоносов «ослушался» и свою вторую риторику написал на русском языке в 1748 г. Риторика Ломоносова представляет собой фундаментальное научное исследование, которое определило развитие красноречия в России в XVIII в. и в последующие периоды. В книге раскрывается история возникновения и развития риторики, анализируется мастерство лучших ораторов античности, формулируется система правил и требований к оратору. Ломоносов определил красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». В «Риторике» использован опыт античных теоретиков красноречия - Аристотеля, Горация. Квинтилиана и риторические знания европейской культуры, а также труды его современников. Ученый взял для своей пространной «Риторики» три части классического античного канона: 1) изобретение; 2) украшение; 3) расположение, назвав их «правилами трех родов».Рассматривая риторику Ломоносова важно отметить, что особенно интересна та часть книги, которая посвящена учению об изобретении и сочинении речи: «Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи». Идеями автор называет «представления вещей или действий в уме нашем» и пишет: «Все идеи изобретены бывают из общих мест», выделяя род и вид, целое и части, место, время, причину и т.д. М.В. Ломоносов, давая собственные примеры изобретения речи, считал, что «места риторические» являются важными для творческого развития мысли. Вторая часть книги — «Об украшении» — включает традиционные для риторик и поэтик положения. Украшение определяется Ломоносовым как преображение мыслей оратора («изобретенных идей») подходящими («пристойными и избранными») словами. Оно зависит от владения языком и складывается из чтения хороших книг и общения с людьми образованными, а также из изучения грамматических правил. «Течение слова» предполагает подкрепление сказанного примерами («хорошими речениями... пословицами»). «Сила великолепия» стиля зависит от чистоты выговора при произнесении речи. В этой части рассмотрены образные средства языка: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония и др. В главах о стилистических фигурах автор знакомит читателя с синтаксической стилистикой. Рассматриваются такие приемы, как повторение, усугубление, восхождение, бессоюзие и др. Ученый приводит примеры эмоциональных оборотов из разговорной речи, народной речи. Вот примеры кратких образных изречений: Счастие сильных боится; Что трудно терпеть, то сладко вспоминать. М.В.Ломоносов поднял и такие вопросы, как теория предложения, деление речи на периоды, композиция и компоновка текста. Впервые это стало объектом изучения и привлекло внимание автора именно в процессе работы над «Риторикой». Третья часть « Риторики» называется «О расположении». Расположение «есть изобретенных идей соединение в пристойный порядок». Главные правила, которых следует придерживаться, автор сформулировал так. 1. Предложенную тему «должно изъяснить довольно, ежели она того требует, и чему служат распространения из мест риторических». 2. Тему нужно доказать доводами, которые располагаются таким образом, «чтобы сильные были напереди, которые послабее, те в середине, а самые сильные на конце». 3. К доказательствам присовокупить возбуждение или утоление страсти, какой материя требует... Ученый подробно излагает эту тему в шести главах. По свидетельству современников, автор «Риторики» особенно гордился главой, которая раскрывает понятие хрии. «Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь или действие какого великого человека и посему разделяется на действительную, словесную и смешанную». Хрия состоит из «восьми частей, которые суть: 1) приступ; 2) парафразис; 3) причина; 4) противное; 5) подобие; 6) пример; 7) свидетельство; 8) заключение». Первая часть — это похвала человеку или делу, о котором будет говорить оратор. Вторая представляет собой углубление и распространение первой. Третья включает в себя доказательства. Четвертая опровергает возможные возражения оппонентов. Пятая часть содержит подтверждающие основную мысль примеры и сравнения. Шестая часть обращается за доказательствами к историческим примерам. Ссылки на авторитеты древних мыслителей придают убедительность седьмой части. Суждения мудрецов прошлого совпадают с мнением, которое высказывает оратор. В восьмой части подводятся итоги сказанному, делается нравственный вывод из речи оратора. Таким образом, речь становится завершенным, логически убедительным рассуждением. Хрия определяла композицию краткой нравоучительной речи, в XVIII в. этот жанр был особенно популярен. Интересны части «Риторики», показывающие воздействие речи оратора на слушателей. Ломоносов предлагает принимать во внимание их возраст, воспитание и образование. Ритору важно помнить о жестах, интонации, манере говорить. «Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух... особливо в произношении слова упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый вид приличны, ежели слово перед народом говорить должно». Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождались цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Многие примеры написаны самим автором. Все позднейшие русские риторики основывались на этом труде Ломоносова.   Лекция, реферат. Риторика Ломоносова - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

     

    Похожие работы:
    Как работать над устным выступлением

    31.03.2003/доклад

    При подготовке к любому устному выступлению следует руководствоваться рядом советов, рекомендаций, которые выработала риторика на протяжении её многовекового развития. Ораторская этика, основанная на уважении к слушателю.

    Этический аспект устной и письменной речи

    20.11.2006/реферат

    Языковые особенности устной речи. Этика речевого общения и этикетные формулы речи. Приветствие. Обращение. Этикетные формулы. Эвфемизация речи. Особенности письменной речи. Риторика в русской филологической науке, современной теории и практике.

     

referatwork.ru

Риторика Михаила Ломоносова | Ломоносов Михаил

Ломоносов для русских личность грандиозная. Ломоносов для современников был разным. Кто-то его ненавидел, кто-то его боготворил. За свои пятьдесят три года этот гигант-мыслитель достиг многого: он был и химиком, и историком и ювелиром и физиком.

Мимо его пытливого ума не прошла астрономия и минеарология, наука о стекле и конечно же филология. Вот на последнем мы немного остановимся…

Ломоносов действительно обладал уникальным по тем временам умом. И как видно, многое в нём помещалось. Тоже можно сказать о его взгляде на литературу и на собственные сочинения. Он, между прочим, утвердил основу современного нам русского литературного языка. И конечно же он сочинял оды, которые неизменно посвящал императрице Екатерине.

Особое внимание уделял он столь древнему искусству как риторика. И даже дал определение этому виду искусства. Да именно искусства! Потому что считал он, что владеть риторикой значит владеть умами многих людей. А вообще в основу риторики входит умение складно и уверенно красиво говорить.

Таковым умением обладал великий Цицерон, который не раз побеждал своих врагов в словесном бою в Сенате Рима. Собственно талантом красиво говорить славились многие римские сенаторы. Но лишь единицы владели им в совершенстве да настолько что многие речи того же Цицерона помнят уже веками. Знал их и Ломоносов, поэтому время от времени вставлял какие-то фразы до нас дошедшей рукописи речи философа. А великий учёный естественно не стеснялся в красноречии восхваляя дела российской императрицы Екатерины Второй. И в этом он имел оглушительный успех.

Сама же Екатерина Вторая и не спешила уделить вниманием старания российского Колосса. Мало того, учёный в 1743 году написал «Краткое руководство к риторике». В своём труде «Риторика» он и вовсе собрал лучшие литературные образцы словесности. И, кажется, это была первая хрестоматия или сборник мировых произведений.

В этой же книге давались руководства по красноречию. Он не отходит от основных правил риторики, но всё же особо выделяет три раздела: изобретение, украшение и расположение. А также в этом же труде он особо подмечает, как важно владеть риторикой, ораторией и собственно, поэзией.

Именно попытка учёного создать на базе своих знаний учебник по риторике имело огромное историческое значение. Потом уже, годы спустя, на основе ломоносовской «Риторики» буду создаваться учебники, для того, чтобы можно было говорить по-русски красноречиво.

school-essay.ru

Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской риторики — реферат

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

 

 

Факультет: Экономика и финансы

 

Учебная дисциплина:

«Риторика»

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

 

«Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской риторики»

 

 

 

                                               выполнила: Рыжова О. Д.

                                      студентка 2 курса

 

 

 

г. Нижний Новгород

2013г.

Содержание

 

Введение

1. Вклад М.В. Ломоносова в развитие российской риторики

1.1 Детство М.В. Ломоносова и трудный путь в науку

1.2 Достижения Ломоносова в области химии, физики и других наук

1.3 Вклад Ломоносова в развитие российской риторики

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди великих представителей передовой  науки и культуры прошлого одно из первых мест принадлежит Ломоносову - гениальному сыну великого русского народа.

Имя Михаила Васильевича Ломоносова, отдавшего все свои творческие силы развитию передовой русской науки, делу народного просвещения, заслуженно пользуется популярностью в нашей  стране. Мне кажется, светлый образ, многогранная деятельность этого замечательного ученого навсегда останутся в  памяти народа.

Причина выбора темы о Михаиле Васильевиче, заключается в том, что его  исследования положили начало опытному естествознанию в России. Он сочетал  в себе гениального естествоиспытателя, философа, поэта, основателя русского литературного и научного языка, крупного общественного деятеля.

Вся научная деятельность Ломоносова в конечном итоге была направлена на создание предпосылок для ликвидации технической и культурной отсталости крепостнической России. В этой своей  деятельности он руководствовался стремлением  создать передовую культуру русского народа, пробудить самосознание народных масс, распространить среди них научные  знания. Именно эта сторона деятельности Михаила Васильевича делает его  особенно близким к русскому народу.

 

1. Вклад М.В. Ломоносова  в развитие российской риторики

1.1 Детство М.В. Ломоносова и  трудный путь в науку

 

Михаил Васильевич Ломоносов родился  в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать - Елена Ивановна Сивкова - была дочерью дьячка соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном  деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень  быстро перечитал все книги, какие  только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной  премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени - "Арифметики" Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться  не мог. Как крестьянскому сыну ему  отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в  Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу  президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью  учениками "в науках достойными" был направлен в Петербург  в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, "испытать" законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться  до первопричин явлений. Часто засиживался  допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

ломоносов русская риторика

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда  появилась возможность послать  за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации  в области химии, металлургии  и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру  Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная  жизнь Михаила Васильевича. Это  время, главным образом, было проведено  в Марбургском университете в Германии.

Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и  логике. С большим интересом изучали  посланцы северной столицы теоретическую  химию, посещали лабораторные занятия  по экспериментальной химии, учились  ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась  едва ли не самой влиятельной и  перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.

В 1741 году Ломоносов вернулся в  Россию. Через полгода после возвращения  в Петербург 30-летний ученый был  назначен адъюнктом Академии по физическому  классу.

1.2 Достижения Ломоносова в области  химии, физики и других наук

 

Основным направлением в своей  научной работе Ломоносов избрал химию.

Значение этой дисциплины в связи  с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для  внедрения химических опытов нужна  была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в  академию. И только через шесть  лет, после его неоднократных  просьб и протестов, руководство  Петербургской академии

согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена  и открыта благодаря усилиям  Ломоносова в 1748 году.

Химическая лаборатория стала  местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом - мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени  ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно  Ломоносовым. Остался только замечательный  лабораторный дневник "Химические и  оптические записи", который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные  научные, инструментальные и технические  задачи.

Как гениальный ученый, Ломоносов  страстно верил в силу человеческого  разума, в познаваемость мира. При  этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться  на опыт, выводить из опыта мысленное  рассуждение. "Из наблюдений устанавливать  теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию  правды", - писал он.

Данное высказывание свидетельствует  о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере  научных исследований.

На первый план здесь надо поставить, вероятно, химические исследования. Михаил Васильевич Ломоносов был самым  выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не

каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как "из нескольких взятых тел порождаются новые", вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Но как подступиться к тому, что  сокрыто от человеческого глаза  за "семью печатями" владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования  в производстве. Этим объясняется  настойчивость, с которой Ломоносов  добивался открытия при академии химической лаборатории, без которой  невозможно проведение даже элементарных химических анализов по химии, физики, в геологии без исследований.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых  химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации "О действии химических растворителей вообще" (1744) Ломоносов пришел к выводу о  том, что растворение металлов в  кислоте осуществляется посредством  давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние  свои научные догадки и высказать  новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее - веса и движения. Обоснование  этого закона впервые дано Ломоносовым  в письме к Л. Эйлеру. Там он писал: "Но все встречающиеся в природе  изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому".

 

В работе "Об отношении количества материи и веса" (1758) и в "Рассуждении  о твердости и жидкости тел" (1760) открытый Ломоносовым "всеобщий естественный закон" получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики.

Собственно физика и химия в  опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В  этом также сказывалось его новаторство  как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны  эксперимента. В итоге он стал родоначальником  новой науки - физической химии.

До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов  сам считал наиболее важным среди  своих результатов в области  естественных наук.

На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии  и, в особенности, по теории растворов.

В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие, при образовании которых теплота  выделяется, и на такие, для составления  которых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

В основе всех его теоретических  заключений были законы постоянства  материи и движения.

Мнение свое о неизменности вещества ученый доказывал химическими опытами. В 1756 году он делает такую запись: "Делал  опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Иными опытами нашлось, что … без пропущения внешнего воздуха вес отожженного металла остается в одной мере".

 

Увеличение веса металла при  обжигании он приписывал соединению его с воздухом.

Записка Ломоносова с перечнем его  главных результатов в науке  им не окончена, а ее можно было бы продолжать очень долго, перечисляя огромное множество фактов, мыслей, догадок, найденных или высказанных  великим ученым в химии, физике, астрономии, метеорологии, геологии, минералогии, географии, истории, языкознании и  других науках.

1.3 Вклад Ломоносова в развитие  российской риторики

 

Михаилу Васильевичу Ломоносову принадлежит  огромный, неоценимый вклад во все  основные области русской национальной культуры. Ломоносов с детства  познакомился с самобытной народной культурой Русского народа.

По разнообразию начинаний, дерзкому уму, необъятности знаний Ломоносов  был сродни титанам Возрождения. Один из самых замечательных умов своего времени, великий естествоиспытатель, он неустанно заботился о развитии всех областей русской культуры и  сам в своей повседневной кипучей  деятельности стремился показать современникам  образец постоянного, неутомимого  труда на благо родины, соединенной  работы разума и рук.

Выступая в качестве литературного  реформатора, Ломоносов хорошо знал древнюю русскую письменность, летописи, народные песни, усвоил ораторские традиции русского проповеднического искусства. Еще до отъезда за границу он познакомился с панегирической поэзией и школьной драмой XVII-XVIII вв. Его поэзия стала  органическим продолжением этих богатств, накопленных отечественной культурой. И в то же время Ломоносов-поэт поднял ее традиции на новый исторический уровень. Добиться этого ему помогли  и та богатая школа знаний, которую  он получил в годы своего пребывания в Западной Европе, и особенности  его творческой личности.

Пролагая в каждой из областей русской  науки и культуры новые пути, Ломоносов  в своей литературно-реформаторской деятельности также опирался на широкое  знание исторических судеб и путей  развития античной, новоевропейской  и древней русской литературы. Это позволило ему верно почувствовать, что первым ключевым условием для дальнейшего успешного развития русской национальной литературы были в его время реформа литературного языка и коренное преобразование системы стихосложения. Ломоносов не только дал решение этих насущных для русской культуры его времени вопросов, надолго определившее последующие пути развития русского литературного языка и русской литературы.

Ломоносов горячо любил русский  язык, он верил, что этот язык открывает  для развития поэзии широчайшие исторические перспективы. "Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть", - писал он, а в "Российской грамматике" (1754-1755) добавлял - "в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка…" Ломоносов М.В. Сборник статей и материалов. М.; Л. Т.1-5; с.447

referat911.ru