Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в развитие химии. Ломоносов вклад химию


Ломоносов. Вклад в химию - Доклад

Доклад - История

Другие доклады по предмету История

Ломоносов и его вклад в развитие химической науки.

 

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать Елена Ивановна Сивкова была дочерью дьячка соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени Арифметики Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками в науках достойными был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, испытать законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу.

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник Химические и оптические записи, который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший всех способ к изысканию правды, - писал он. Данное высказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных исследований.

На первый план здесь надо поставить, вероятно, химические исследования. Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как из нескольких взятых тел порождаются новые, вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за семью печатями владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования в

geum.ru

Доклад - Ломоносов Вклад в химию

Ломоносов и его вклад в развитие химической науки.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – “Арифметики” Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками “в науках достойными” был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, “испытать” законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу.

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник “Химические и оптические записи”, который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. “Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды”, — писал он. Данное высказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных исследований.

На первый план здесь надо поставить, вероятно, химические исследования. Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как “из нескольких взятых тел порождаются новые”, вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за “семью печатями” владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования в производстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносов добивался открытия при академии химической лаборатории, без которой невозможно проведение даже элементарных химических анализов.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации “О действии химических растворителей вообще” (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано Ломоносовым в письме к Л.Эйлеру. Там он писал: “Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому”. В работе “Об отношении количества материи и веса” (1758) и в “Рассуждении о твердости и жидкости тел” (1760) открытый Ломоносовым “всеобщий естественный закон” получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.

До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.

В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие, при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления которых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

В основе всех его теоретических заключений были законы постоянства материи и движения.

Мнение свое о неизменности вещества ученый доказывал химическими опытами. В 1756 году он делает такую запись: “Делал опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что … без пропущения внешнего воздуха вес отожженного металла остается в одной мере”. Увеличение веса металла при обжигании он приписывал соединению его с воздухом.

Записка Ломоносова с перечнем его главных результатов в науке им не окончена, а ее можно было бы продолжать очень долго, перечисляя огромное множество фактов, мыслей, догадок, найденных или высказанных великим ученым в химии, физике, астрономии, метеорологии, геологии, минералогии, географии, истории, языкознании и других науках.

История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.

www.ronl.ru

Доклад: Ломоносов и его вклад в развитие химической науки (RTF)

Доклад: Ломоносов и его вклад в развитие химической науки (RTF)

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровскойволости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года.Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся восновном рыбным промыслом, мать Елена Ивановна Сивкова была дочерьюдьячка соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Ранонаучившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстроперечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет ондошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математическойэнциклопедии того времени Арифметики Магницкого и славянской грамматикиСмотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну емуотказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешкомотправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскуюславяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорскогодворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросупрезидента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевичвместе с другими двенадцатью учениками в науках достойными был направленв Петербург в качестве студента университета, организованного приАкадемии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений,испытать законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться допервопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академическихмастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и,когда появилась возможность послать за границу трех наиболееподготовленных студентов для специализации в области химии, металлургиии горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуруЛомоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время,главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии.Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике илогике. С большим интересом изучали посланцы северной столицытеоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальнойхимии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научнообоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной иперспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ееторопили, щедро финансировали.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращенияв Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии пофизическому классу.

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию.Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производствавозрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна былаэкспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проектлаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию.И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов,руководство Петербургской академии согласилось на постройку химическойлаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годахс громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: вней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла,оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавокпо изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени нихимической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняялаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручноЛомоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневникХимические и оптические записи, который раскрывает огромнуюэкспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные,инструментальные и технические задачи.

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческогоразума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные путидостижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительностиопираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. Изнаблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший всех способ к изысканию правды, - писал он. Данноевысказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, какмы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих егоуспехов в сфере научных исследований.

На первый план здесь надо поставить, вероятно, химические исследования.Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени.Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была еголюбимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том,что химия, показывающая, как из нескольких взятых тел порождаются новые,вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остаетсятеперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за семьюпечатями владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносоватребовала видимых результатов, годных для практического использования впроизводстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносовдобивался открытия при академии химической лаборатории, без которойневозможно проведение даже элементарных химических анализов.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новыххимических решений. Так, он разработал более совершенные способывесового анализа. В диссертации О действии химических растворителейвообще (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металловв кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в своераспоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежниесвои научные догадки и высказать новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохраненииматерии, точнее веса и движения. Обоснование этого закона впервые даноЛомоносовым в письме к Л.Эйлеру. Там он писал: Но все встречающиеся вприроде изменения происходят так, что если к чему-либо нечтоприбавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материиприбавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколькочасов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Таккак это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правиладвижения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению,столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому имдвинутому. В работе Об отношении количества материи и веса (1758) и вРассуждении о твердости и жидкости тел (1760) открытый Ломоносовымвсеобщий естественный закон получил полное обоснование. Обе работы былиопубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и запределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многиеученые тех лет так и не смогли.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики.Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученогодополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство какученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента.В итоге он стал родоначальником новой науки физической химии.

До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов самсчитал наиболее важным среди своих результатов в области естественныхнаук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физическойхимии и, в особенности, по теории растворов.

В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие,при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составлениякоторых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явлениякристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры идругие явления.

В основе всех его теоретических заключений были законы постоянстваматерии и движения.

Мнение свое о неизменности вещества ученый доказывал химическимиопытами. В 1756 году он делает такую запись: Делал опыты в заплавленныхнакрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли весметаллов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что … без пропущениявнешнего воздуха вес отожженного металла остается в одной мере.Увеличение веса металла при обжигании он приписывал соединению его своздухом.

Записка Ломоносова с перечнем его главных результатов в науке им неокончена, а ее можно было бы продолжать очень долго, перечисляя огромноемножество фактов, мыслей, догадок, найденных или высказанных великимученым в химии, физике, астрономии, метеорологии, геологии, минералогии,географии, истории, языкознании и других науках.

История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей стаким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова.Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможнодостичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегдаМихаил Васильевич Ломоносов ученый, философ, поэт будет вызыватьглубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческогоразума, как борец с тьмой и невежеством.

Рекомендуем ознакомится: http://www.erudition.ru

worldunique.ru

Ломоносов Михаил Васильевич Его вклад в химию

Ломоносов Михаил Васильевич Его вклад в химию

Учёба В 14 лет он научился всему, чему мог у себя в деревне и не поступив в Холмогорскую славяно-латинскую школу он отправился в Москву (1730 год), где поступил в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Его успехи были очень поразительны и в 1735 году по просьбе президента Петербургской Академии наук барона Корфа был направлен в Петербург. Там заметили его работоспособность и при возможности отправили за границу для изучения химии, металлургии и горнорудного дела. Там он занимался почти 5 лет. В 1741 году он вернулся в Россию.

Создание лаборатории В это время в России было нужно развитие химии, но не было экспериментальной базы, лаборатории. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории в 1742 году, но только через 6 лет её создали (1748 год).

Ø Его научные разработки Ещё до постройки лаборатории Михаил Васильевич разработал более совершенные способы весового анализа. Ø В диссертации «О действии химических растворителей вообще» (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые. Ø Работа «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел!» (1760). Ø Открытый Ломоносовым «всеобщий естественный закон» получил полное обоснование.

Его научные разработки Ø Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друга. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии. Ø В основе всех его теоретических заключений были законы постоянства материи и движения. Ø Мнение свое о неизменности вещества ученый доказывал химическими опытами. В 1756 году он делает такую запись: «Делал опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что … без пропущения внешнего воздуха вес отожженного металла остается в одной мере» . Увеличение веса металла при обжигании он приписывал соединению его с воздухом.

Мозаика Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50 -тых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла. На организованной М. В. Ломоносовым стекольной фабрике в Усть-Рудице (вблизи Ленинграда) был практически решен вопрос о выпуске разнообразнейших цветных стекол. М. В. Ломоносовым создана огромная (свыше 30 м 2) мозаичная картина из цветных стекол «Полтавская баталия» .

present5.com

"Вклад М.В.Ломоносова в дидактику химии"

М.В.Ломоносов- создатель научной химии и ее первый преподаватель, один из величайших новаторов в истории химии всех имен.

Просмотр содержимого документа «"Вклад М.В.Ломоносова в дидактику химии"»

Вклад Ломоносова М.В. в дидактику химии Выполнила: учитель химии и биологии МКОУ Большетарельская ООШ Нечаева В.В. 2017г.

Вклад Ломоносова М.В. в дидактику химии

Выполнила:

учитель химии и биологии

МКОУ Большетарельская ООШ

Нечаева В.В.

2017г.

Дидактика- (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению) –область педагогики, разрабатывающая методологию и теорию образования (воспитания и развития в процессе обучения). В России возникла в середине 18 века. Ее основоположником был великий русский ученый М.В.Ломоносов.

Дидактика-

(от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению) –область педагогики, разрабатывающая методологию и теорию образования (воспитания и развития в процессе обучения).

В России возникла в середине 18 века. Ее основоположником был великий русский ученый М.В.Ломоносов.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) создатель научной химии и первый ее преподаватель, один из величайших новаторов в истории химии всех времен.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) создатель научной химии и первый ее преподаватель, один из величайших новаторов в истории химии всех времен.

Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии. Сам Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия»
  • Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии.
  • Сам Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия»
В 1748 году М. В. Ломоносов создал первую в мире научную и учебную химическую лабораторию.

В 1748 году М. В. Ломоносов создал первую в мире научную и учебную химическую лабораторию.

В лаборатории в 1752 году М. В. Ломоносов читал лекции для студентов по физической химии и написал для них

В лаборатории в 1752 году М. В. Ломоносов читал лекции для студентов по физической химии и написал для них "Введение в истинную физическую химию". В этой и других работах М. В. Ломоносова изложены его идеи и взгляды по вопросам дидактики химии.

В научной лаборатории М.В. Ломоносов провел более четырех тысяч опытов. Он изучал: влияние на вещество высоких и низких температур и давления; явления вязкости, капиллярности, кристаллизации; образование растворов и растворимость в разных условиях; явление преломления света; действие электричества в растворах; разработал технологию производства цветного стекла, которую применил в промышленной варке цветного стекла и изделий из него. Работы М.В.Ломоносова в области физической химии заложили основы развития этой науки в нашей стране.

В научной лаборатории М.В. Ломоносов провел более четырех тысяч опытов.

Он изучал:

  • влияние на вещество высоких и низких температур и давления;
  • явления вязкости, капиллярности, кристаллизации;

образование растворов и растворимость в разных условиях;

  • явление преломления света;
  • действие электричества в растворах;
  • разработал технологию производства цветного стекла, которую применил в промышленной варке цветного стекла и изделий из него.

Работы М.В.Ломоносова в области физической химии заложили основы развития этой науки в нашей стране.

Основные труды М.В. Ломоносова в области химии

Основные труды М.В. Ломоносова в области химии

  • 1741г.- «Элементы математической химии».
  • 1743г.- «О действии химических растворителей вообще».
  • 1749г.- «О рождении и природе селитры».
  • 1751г.- «О пользе химии».
  • 1752г.- «Введение в истинную физическую химию».
Вклад М. Ломоносова в организацию химии как науки

Вклад М. Ломоносова в организацию химии как науки

  • В 1740-е годы М.В. Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества. Атомы он называл элементами, а молекулы – корпускулами.
  • 1748 год – открыл закон сохранения массы вещества.
  • 1758 – 1760 годы – Ломоносов дал четкую формулировку закона сохранения материи, точнее веса и движения.
Задачу химии Ломоносов видел в исследовании как состава доступных чувствам тел, так и того, из чего впервые образуются составные тела, начала.

Задачу химии Ломоносов видел в исследовании как состава доступных чувствам тел, так и того, из чего впервые образуются составные тела, начала.

В 1752 году М. В. Ломоносов для своих студентов написал

В 1752 году М. В. Ломоносов для своих студентов написал "Введение в истинную физическую химию". В этой и других работах М. В. Ломоносова изложены его идеи и взгляды по вопросам дидактики химии.

Дидактические идеи М.В. Ломоносова:

Дидактические идеи М.В. Ломоносова:

  • Если до Ломоносова ученые рассматривали химию как искусство получать вещества путем анализа и синтеза, то великий ученый определил химию как науку о составе, свойствах и превращениях веществ.
  • Большое значение в преподавании химии М. В. Ломоносов придавал химическому эксперименту . По его суждению, словесное изложение научных положений необходимо сопровождать химическими опытами, так как исходным моментом познания является чувственное восприятие.
Ломоносов утверждал, что в познании химических явлений нельзя ограничиваться только чувственным восприятием. Следует обобщать опытные данные,
  • Ломоносов утверждал, что в познании химических явлений нельзя ограничиваться только чувственным восприятием. Следует обобщать опытные данные, "проникать" во внутреннее строение корпускул, в их движение. Чтобы теоретические знания стали истинными, необходимо проверять их методами наблюдения и опыта.
  • Ученый указывал на необходимость связи химии с практикой, с производством. Этой важной идеей проникнуто его "Слово о пользе химии". Он считает, что познания, приобретенные учением, разделяются на науки и художества (ремесло, промышленность), имеющие разные, но важные задачи.
М. В. Ломоносов утверждал, что успех преподавания во многом завис от правильного применения слова. В

М. В. Ломоносов утверждал, что успех преподавания во многом завис от правильного применения слова. В "Риторике" он рекомендует изложение вести чистым и ровным голосом, не сильным и не слабым, не монотонно, а повышая или понижая его, сопровождая речь адекватными ее содержанию движениями тела и головы. Он считал, что главные научные положения следует формулировать кратко и ясно, а затем диктовать их для записи учащимся.

Литература:

Литература:

  • М.С. Пак. Дидактика химии: становление и развитие: Книга для учителя.- СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена. 2015
  • http://ru.wikipedia.org/
  • www.msu.ruomonosov/science/chem.html
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

kopilkaurokov.ru

Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в развитие химии

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:«В земное недро ты, химия, Проникни взора остротой, И что содержит в нём Россия, Драги сокровища открой»М.Ломоносов ”Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”Ломоносов ”Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие...”Ломоносов Одним из конкретных проявлений всеобщего закона природы был открытый и экспериментально подтвержденный Ломоносовым закон сохранения вещества при химических превращениях, установление которого долгое время совершенно несправедливо приписывалось французскому химику Антуану Лорану Лавуазье (1743—1794). Предложенный Ломоносовым всеобщий закон природы включает в себя и закон сохранения энергии, вошедший в науку лишь в середине XIX века: “Но как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает”. Закон сохранения массы: Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции «Моя химия – физическая» писал М.В.Ломоносов Ломоносов был автором первого в мире “Курса истинной физической химии” (1752-1754 гг.): “Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях”. Он верно понял, насколько важно использовать физические знания и методы при изучении химии. Намеченная Ломоносовым широкая программа физико-химических опытов, потребовали также создания целой серии новых приборов. Так он придумывает особое «точило» - прибор для исследования твёрдости разных камней и стёкол. Для исследования вязкости жидких материй Ломоносов изобретает особый прибор - вискозиметр. С помощью этого прибора производились точные и надёжные измерения консистенций самых различных жидкостей, что делало его поистине универсальным. Для измерений температуры Ломоносов сконструировал собственный термометр, наиболее рациональный из всех существовавших. Став профессором химии, Ломоносов добился открытия первой в России научной химической лаборатории, построенной и оборудованной по его плану в 1748 году. Разработал подробный проект с программой работ в химической лаборатории. В 1756 году в химической лаборатории Ломоносов провел серию опытов по кальцинации (прокаливанию) металлов, о которых писал: «…деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес от чистого жару; оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере…». Стол химика. Экспонаты химической лаборатории М.В. Ломоносова «Мы считаем возможным научно и вполне связно изложить почти всю химию, обосновав её на собственных её положениях, принятых недавно в физике; мы не сомневаемся, что можно легче распознать скрытую природу тел, если мы соединим физические истины с химическими» М.В. Ломоносов

Приложенные файлы

schoolfiles.net

Вклад Ломоносова в химию

Ломоносов и его вклад в развитие химической науки.

 

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – “Арифметики” Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками “в науках достойными” был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, “испытать” законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу.

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник “Химические и оптические записи”, который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. “Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды”, - писал он. Данное высказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных исследований.

На первый план здесь надо поставить, вероятно, химические исследования. Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как “из нескольких взятых тел порождаются новые”, вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за “семью печатями” владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования в производстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносов добивался открытия при академии химической лаборатории, без которой невозможно проведение даже элементарных химических анализов.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации “О действии химических растворителей вообще” (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано Ломоносовым в письме к Л.Эйлеру. Там он писал: “Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому”. В работе “Об отношении количества материи и веса” (1758) и в “Рассуждении о твердости и жидкости тел” (1760) открытый Ломоносовым “всеобщий естественный закон” получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.

До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.

В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие, при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления которых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

В основе всех его теоретических заключений были законы постоянства материи и движения.

Мнение свое о неизменности вещества ученый доказывал химическими опытами. В 1756 году он делает такую запись: “Делал опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что … без пропущения внешнего воздуха вес отожженного металла остается в одной мере”. Увеличение веса металла при обжигании он приписывал соединению его с воздухом.

Записка Ломоносова с перечнем его главных результатов в науке им не окончена, а ее можно было бы продолжать очень долго, перечисляя огромное множество фактов, мыслей, догадок, найденных или высказанных великим ученым в химии, физике, астрономии, метеорологии, геологии, минералогии, географии, истории, языкознании и других науках.

История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.

< Предыдущая Следующая >
 

referatikk.ru