Никколо Макиавелли и его вклад в развитие политологии. Вклад никколо макиавелли


Основные идеи Никколо Макиавелли | Kratkoe.com

Какие основные философские и политические взгляды Никколо Макиавелли, Вы узнаете из этой статьи.

Основные идеи Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли был выдающимся философом Ренессанса, создавшим свои политические и социально-философские взгляды. Они ярко выражены и характеризированы в его популярных трудах («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «О военном искустве»), романах, пьесах, лирике и философских рассуждениях.

Социально — философские взгляды Никколо Макиавелли 

Он выделил несколько основных философских понятий:

  • Вирту.  К нему относят человеческую энергию и талант. Они вместе с фортуной являются движущими силами истории.
  • Судьба. Она противостоит людской доблести и труду.
  • Свобода воли. Ее воплощение нашлось в политике.

Социально – философские взгляды Макиавелли основывались на принципе человеческой природы. Сам по себе принцип этот универсальный и распространяется абсолютно на всех граждан в государстве, независимо от их классовой принадлежности.

Также мыслитель считал, что человек по своей природе не безгрешен:  он неблагодарен, непостоянен, лицемерен, лживый, его влечет нажива. Именно поэтому эгоистическую сущность человека необходимо держать под контролем  сильной руки. Данную теорию он описал в своем труде «Государь». В своих взглядах на развитие и создание личности, Никколо Макиавелли исключал божественное влияние и полностью отдалился от взглядов религии. Он считал, что только мудрый правитель может повести народ за собой. В целом вся философия мыслителя посвящена идеям создания высшему проявлению человеческого духа.

Политическое учение Никколо Макиавелли

Особенно увлекался Макиавелли политикой. Согласно ученому, в ней заложены правила и причины, позволяющие человеку в полной мере проявить себя, не полагаясь на рок или стечение обстоятельств. Он подвел черту в политике на уровне нравственной подоплекой, перейдя к действиям и поступкам взамен вечного размышления.

Главной целью жизни людей является служение государству. Макиавелли всегда хотел понять законы политики и воплотить их в философии. И сделал это. Согласно философу создание государства обуславливается эгоистической натурой человека и существованию желания насильственного обуздания этой натуры.

Для Никколо Макиавелли идеальным примером государства является Римская республика, характеризовавшаяся внутренним порядком, который распространялся на все народы, жившие под ее флагом. Чтобы добиться такого идеального государства, необходимо развить в обществе гражданскую нравственность. Свои взгляды описал в труде  1513 году «Рассуждения на I декаду Тита Ливия».  Также в нем он описывал свои раздумья касательно того, что в современной ему Италии папская власть расшатала все основы государственности и уменьшила желание служить государству в людях.

Политика Макиавелли основывается на:

  • Исследование качеств человека и его природной сущности;
  • Уходе от догматизма и утопических мечтаний;
  • Изучение соотношения страстей, общественных интересов и сил;
  • Объяснении действительного положения вещей в обществе;

Также, для существования идеального государства с идеальными политическими принципами необходимо существование идеального правителя. По Макиавелли он должен соединять в себе честь и достойность, хитрость и доблесть, изощренность разума и толику зла.

Труды автора воспринялись  современниками с особым восторгом и  пользовались большим успехом. Его фамилией  назвали систему политики —  макиавеллизм, которая не пренебрегала способами достижения цели.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что такое политическая философия Никколо Макиавелли.

kratkoe.com

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469—1527)Выдающийся итальянский историк и политический мыслитель эпохи Возрождения, Макиавелли родился во Флоренции, в семье юриста. Образование получил в городской и частных школах, изучал латинских классиков, право. В 1498—1512 гг. был на государственной службе в должности секретаря второй канцелярии Флорентийской республики, много ездил по делам Синьории (высший орган республики), был во Франции, Тироле, Милане, Мантуе. Среди друзей Макиавелли ведущие политические деятели Флоренции — Пьетро Содерини и Франческо Веттори. Его карьера была прервана в 1513 г., когда в республике вновь (после 1494 г.) установилась тирания Медичи. Подозреваемый в заговоре прртив Медичи, Макиавелли был удален от политических дел и отправлен в ссылку в свое небольшое имение под Флоренцией.1513—1520 годы стали временем наибольшей творческой активности Макиавелли. В этот период он пишет свои главные политические сочинения “Государь” и “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, трактат “О военном искусстве”, комедию “Мандрагора”. В последующие годы, выполняя поручения флорентийских купцов, Макиавелли совершает поездку в Лукку и Венецию, пишет “Историю Флоренции” (по заказу папы Климента VII), которую преподносит папе в Риме в 1525 г. В 1526—1527 гг., когда Флоренции угрожали испанские войска, Макиавелли создает проект укрепления стен города и входит в комиссию, занятую реализацией этого проекта. В мае 1527 г., когда власть Медичи была свергнута, Макиавелли предлагает свою кандидатуру на пост канцлера Флорентийской республики, но голосование в Большом Совете оказалось не в его пользу. Тяжело переживая неудачу, он вскоре скончался.Как политический мыслитель Макиавелли произвел подлинный переворот в устоявшейся традиции, освободив политику от пут теологии и поставив ее на реальную основу — изучение самой действительности. Макиавелли видел в политике науку и искусство, умение глубоко анализировать реальную ситуацию, теоретически осмысливать ее и находить правильное решение, искусную тактику для воплощения теории в практику. Особенно четко реализм его политической мысли виден в “Государе”, имевшем целью дать руководство по созданию сильного централизованного государства, способного противостоять внешним и внутренним врагам. Макиавелли глубоко переживал трагедию раздробленной Италии, ставшей ареной разорительных войн, которые вели на ее территории Франция и Испания. Трезво оценивая обстоятельства, опираясь на средние слои и не доверяя в полной мере ни знати, ни плебсу, государь должен твердой рукой укреплять свою власть, не сковывая себя моральными нормами, если это диктует ситуация. “Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам и... если возможно, не избегать честного пути, но в случае необходимости прибегать и к бесчестным средствам” (Государь, гл. 18). Жесткие методы правления, включая коварство, обман, подкуп, предательство и т. д., взятые в отрыве от патриотической цели, которой руководствовался Макиавелли, создавая “Государя”, в политической мысли последующих столетий были абсолютизированы, оформившись в понятие “макиавеллизм”.Велик был вклад Макиавелли в развитие исторической мысли, он впервые обратил внимание на социальную борьбу как важный фактор развития общества. Анализируя средневековую историю Флоренции, он делает четкий вывод: “Раздоры возникали сперва среди нобилей, затем между нобилями и пополанами и, наконец, между пополанами и плебсом, и вдобавок очень часто случалось, что даже среди победивших происходил раскол”. Макиавелли подошел к пониманию классовой борьбы как движущей силы истории.Макиавелли прославился и как писатель особенно сатирической комедией “Мандрагора”, высмеивающей ханжескую мораль.

www.examen.ru

Никколо Макиавелли и его вклад в развитие политологии — реферат

      Впоследствии к власти во Флоренции пришел монах Савонарола. Он был полной противоположностью Макиавелли, потому последний и не понял его. Равнодушие к народу у Макиавелли было полной противоположностью безграничной любви к людям у Савонаролы. Савонарола разбирался в экономическом положении трудящихся, в его проповедях – начальные крупицы первых учений о праве на труд и о неоплаченном труде, хотя и недодуманные до конца. Режим Савонаролы принято называть демократическими, так как он осуществил господство народа. Савонарола, опираясь на низы, сверг господство рантьерской буржуазии. Чрезвычайно жесткое обложение крупной земельной ренты поражало корни ее социальной мощи, в то время как налоги на доходы с торговли и промышленности всячески щадились. Вспыхнувшая на этой почве бешеная классовая борьба привела к тому, что торгово-промышленные группы отступились от Савонаролы и выдали его заклятым его врагам (1498), но режим его был сохранен этой ценой и позднее (1502) укреплен еще больше благодаря установлению пожизненного гонфалоньерата. Пьеро Содерини был выдвинут крупной рантьерской буржуазией, ибо был человеком их класса, но он обманул ее ожидания и ее путями не пошел. Он примкнул к большинству Большого Совета, стал во главе торгово-промышленной буржуазии и продолжал политику податного благоприятствования купцам, владельцам мануфактур и мастерских. Последние следы демократических чаяний Савонаролы испарились. Народ остался ни с чем, зато торгово-промышленный класс очень крепко встал на ноги. Содерини пополнил ряды своих служащих новыми людьми, среди которых был Макиавелли. Он не принадлежал ни к купцам, ни к промышленникам. Но участие в правительстве, новые связи, образовавшиеся вскоре, большая близость к Содерини определили его социально-политический облик. По происхождению он принадлежал к старой флорентийской буржуазии. Теперь он нашел себе более определенную ячейку.

      Годы его службы при гонфалоньерте приучили Макиавелли бороться с феодалами, владевшими землей, потому в них он видел врагов народа, тормозящих общественное развитие. Он внес в "Discorsi" следующее размышление: "Дворяне - это люди, которые живут от доходов со своих поместий в праздности и изобилии, нисколько не заботятся об обработке земли и не несут никакого труда, необходимого для существования. Эти люди вредны во всякой республике и во всяком городе. Но еще вреднее те, которые кроме упомянутого имущества владеют замками и имеют подданных, им повинующихся. Теми и другими полны Неаполитанское королевство, Римская область, Романья и Ломбардия. В таких странах никогда не существовало никакой республики и никакой политической жизни (vivere politico), ибо эта порода людей - заклятый враг всякой свободной гражданственности. Кто захочет создать республику там, где много дворян, должен предварительно истребить их всех, и кто захочет создать королевство или вообще единоличную власть там, где царит равенство, сможет сделать это, не иначе как взяв из среды равных большое количество людей честолюбивых и беспокойных и сделав их дворянами, притом не на словах только, а на деле, то есть одарив их замками и поместьями, дав им денежные пожалования и людей".

      Дворянам Макиавелли противопоставляет торговую буржуазию, но  его очень беспокоило, что в Италии многочисленное дворянство создает условия для феодальной организации власти.

      Падение Содерини было результатом напора рантьерской крупной буржуазии, интересы которой попирались политикой Большого Совета. Но падению режима активно содействовали силы, планомерно насаждавшие в Италии феодальную реакцию. Между Испанией и Медичи, лидерами рантьерской буржуазии, установилась некая солидарность. А это, несомненно, служило признаком, что верхи буржуазии, пособники Медичи, захватившие власть после переворота 1512 года, находятся в лагере феодальной реакции. Укрепление и развитие этой тенденции грозило лишить группы торгово-промышленной буржуазии всякого участия в организации власти во Флоренции. Реставрация 1512 года захватила их врасплох. Сторонники Медичи сейчас же после победы торопились восстановить хозяйственную основу своего господства и отбирали прежние свои поместья у тех, кто их скупил. Тому классу, который Макиавелли считал носителем идеалов республиканской свободы и равенства, - торгово-промышленной буржуазии - грозил полный разгром.

      Макиавелли видел свою основную задачу в том, чтобы спасти класс торговой буржуазии от ударов феодальной реакции. Заискивание Никколо перед Медичи было ни чем иным, как попыткой заработать больше прав для торговой буржуазии (Записка о реформе государственного строя во Флоренции, поданная папе Льву X). Что касается деятельности Никколо в 1526--1527 годах, то тут ему совсем не приходилось кривить душой и изменять своему классу, потому что политика Гвиччардини и папы в период Коньякской Лиги была - мы увидим ниже - его политикой. Дело шло о том, быть или не быть независимой Италии, а в этом вопросе его группа была заинтересована больше, чем другие. С другой стороны, спасать нужно было прежде всего ее, потому что Никколо лишь ее одну считал способной осуществить национальные задачи Италии. Но именно она не поняла, что побудило Макиавелли поступить в 1526 году на службу к Медичи, и после изгнания Медичи отлучила его от всякой политики.

      Некий демократизм Макиавелли заключается в том, что он не призывал в открытую бороться с народом. Но и защиты прав народ у него нельзя найти нигде. Он за буржуазию, то есть за верхние три тысячи, которые ведут за собою, и не очень мягко, низшие классы. И едва ли мы ошибемся, если признаем, что с его точки зрения это -- наиболее нормальное соотношение между popolo и plebe. Как он относится к такому режиму, где власть полностью принадлежит plebe, мы увидим из тона его повествования в "Истории Флоренции". А все восхваления народа у Никколо относятся только к Римской республике, где армия состояла из народа. Ради того, чтобы иметь постоянное войско, приходится терпеть столкновения между народом и сенатом, то есть давать народу некоторую свободу бороться за свои права. Значит, там, где необходимость не толкает на завоевания, этого терпеть не нужно. Для Флоренции такой необходимости Макиавелли не видел. Наоборот, во Флоренции имелись предпосылки восстания рабочих против предпринимателей. Это могло бы подорвать благосостояние народа, лишить его богатства, то есть оружия, которым Флоренция оперировала с большим успехом. Макиавелли был и остался до конца последовательнейшим идеологом торгово-промышленной буржуазии и демократом отнюдь не был.    

      3 Анализ работы Макиавелли «Государь» 

      Работа  Никколо Макиавелли «Государь» стала  самым знаменитым его произведением. Этот труд обобщает знания о политике тех времен и содержит в себе не утопические идеи, а конкретные действия, которые необходимо совершить государю для поддержания и укрепления своей власти. Книга Никколо основывалась на обобщении опыта предыдущих эпох с его собственным политическим опытом,  который к тому же содержит выводы умудренного специалиста в своей области. Это произведение содержит конкретные правила, что, как и для чего нужно делать правителю, чтобы обеспечить грамотную и сильную власть. Несомненно, цинизм и пессимизм «Государя» объяснялся обстановкой разрозненной Италии времен Макиавелли, когда нужна была сильная рука, чтобы объединить государство и обеспечить его процветание и благополучие.

      Внутри "Государя" Макиавелли рассматривает, каким должен быть государь, чтобы  вести народ к основанию нового государства. Этот идеал воплощается  для него в кондотьере, который  являет собой некий символ коллективной воли. Утопическим элементом политической идеологии Макиавелли следует считать то, что государь был чисто теоретической абстракцией, символом вождя, идеальным кондотьером, а не политической реальностью.

      Здесь можно отметить первое внутреннее противоречие данного произведения. Уже из названия и далее, из всего текста становится ясным, что единственно возможным разумным государственным устройством Макиавелли считает только монархию ( не по названию, но по внутренней сути ), то есть власть одного сильного человека - не деспотизм, но тиранию - чистое страшное господство, необходимое и справедливое, коль скоро оно конституирует и сохраняет государство. Таким образом, для Макиавелли высшей целью политики вообще и государственного деятеля в частности является создание нового и при этом жизнеспособного государства тогда, когда это необходимо, или поддержание и укрепление существующего строя там, где это возможно. В данном случае цель - жизнь страны - оправдывает практически любые, лишь бы приводящие к успеху, средства, даже если эти средства не укладываются в рамки общепринятой морали. Более того, для государства не имеет силы понятие о хорошем и дурном, позорном и подлом, о коварстве и обмане; оно выше всего этого, ибо зло в нём примирено с самим собой. Но в то время как разум Николо Макиавелли не видит альтернативы единоличной власти сильного человека, сердце его определённо тяготеет к республиканским идеалам, ища их воплощения и в древних республиках, и в современной ему Флоренции. Макиавелли явно стремится заботиться о благе народа, причём он даже находит этому вполне практическое объяснение для государей - ибо недовольный, презирающий своего вождя народ - это более страшная угроза для любого правителя, нежели самый сильный внешний враг. Первая заповедь и первейший долг государя - это внушить своим подданным если не любовь (во-первых, это довольно сложно и не слишком надёжно в силу присущей людям неблагодарности, а, во-вторых, не подкреплённая грубой силой любовь может быть легко предана), то хотя бы почтение, основанное на уважении, восхищении и примитивном страхе. Макиавелли настойчиво убеждает, что сильное государство можно получить только неустанно заботясь о благе народа. Именно в этом смысле Макиавелли понимает идею демократии, для него идеальным государственным устройством является то, которое обеспечивает благо большинства. При этом в качестве приемлемого средства борьбы с противниками Макиавелли упоминал даже физическое устранение непокорного и опасного меньшинства, лишь бы только эта акция действительно была необходимой и имела более - менее законный вид в глазах остальных граждан. Самой большой угрозой спокойному правлению Макиавелли считал скрытое недовольство народа и, как следствие этого, - возникновение различных заговоров и тайных обществ. Понимая, что заговоры легче предотвратить, нежели раскрыть, Макиавелли предлагает для этого в "Государе" различные "рецепты" как для только что завоёванных (созданных), так и для унаследованных государств. Особенно интересно в этом свете положение о воспитании народа. Соответственно ему, государь должен стремиться к тому, чтобы народ если уж и боялся, то уважал своего правителя, к тому, чтобы большинство было довольно своей жизнью и законами, к тому, чтобы не допускать злоупотреблений своей властью - например, не посягать на честь и имущество обычных граждан. Таким образом идеальный князь добивается сознательной поддержки народа, и Макиавелли настойчиво призывает добиваться активного согласия народных масс на единственно возможный в то время вид демократии - абсолютную монархию, разрушающую феодальную и сеньориальную анархию.

      Какими  качествами должен прежде всего обладать государь? По Макиавелли, первоосновное  качество правителя – добродетель (virtu). Эта добродетель не имеет ничего общего со знакомой нам трактовкой этого понятия с точки зрения норм морали. У Никколо это слово означает храбрость и доблесть правителя, способного найти силы и отвагу владеть государством.

      Еще сложнее, по мысли Макиавелли, управлять  только что завоеванными территориями и их населением. Как суметь удержать власть там? Нужно оставить все обычаи, традиции, весь образ жизни практически неизменным, чтобы удержаться от социальных потрясений, неизбежно возникнувших бы в случае негибкой политики правителя. Увы, но в некоторых ситуациях стоит и вовсе разрушить государство, чтобы сохранить там свою власть – закон жестокий, но обусловленный политической ситуацией Италии времен жизни Никколо.

      Чтобы преуспеть, государь также должен  умело пользоваться возможностью, которую  предоставляет ему фортуна. По мнению Макиавелли, судьба определяет лишь половину нашей жизни, другой же мы вольны распоряжаться сами. Талант государя заключается в том, чтобы увидеть возможность и воспользоваться ею, а также пресечь эти самые возможности у своих врагов.

      В борьбе с фортуной правителю отнюдь не нужно смирение, ибо фортуны надо настойчиво и жестко добиваться, не дожидаясь подачек судьбы.

      Основная  проблема любого правителя – защита от врагов внешних и внутренних. Два оружия, способных помочь любому государю – удачные политические союзы и сильная армия. Неразумного или неосторожного политика, - предупреждает Николо Макиавелли, - подстерегает множество смертельных опасностей; опасно слишком доверять союзникам, слишком полагаться на них, ибо ни один человек не будет отстаивать твои интересы так же рьяно, как свои собственные, опасно безоговорочно верить данным тебе обещаниям - мало кто из людей сдержит слово, если его нарушение сулит большую выгоду, а ведь в политике ставками в игре являются судьбы государств, опасно и неразумно держать собственное обещание, если не сдержав его, ты приобретаешь что-то для себя, но также опасно прослыть лжецом; таким образом необходимо соблюдать меру и в лжи, и в правде. Опасны слишком сильные союзники, ибо при разделе трофеев тебе может не достаться ничего. Именно на эту ошибку указывает Макиавелли многим своим современникам (например, неправильными он считает действия французского короля, допустившего в Италию испанцев в качестве своих союзников). Также крайне опасно неправильно оценивать расстановку политических сил и действовать во благо своим врагам. Фактически, этим Макиавелли проповедует принцип "разделяй и властвуй". В качестве примера многочисленных политических ошибок Макиавелли приводит действия Ватикана в так называемых Итальянских войнах, происходивших в ту эпоху. Пытаясь объединить под своей властью всю Италию, Рим призвал себе на помощь войска короля Франции, что уже явилось ошибкой, так как французская армия была много сильнее собственных войск Рима, но, мало того, далее собственными руками Рим помог уничтожить единственного реального противника Франции на Аппенинском полуострове - Венецианскую республику.

      Чтобы быть успешным во внешней политике государь должен быть умён, хитёр, изворотлив, должен отбросить в сторону все принципы чести и понятия морали и руководствоваться единственно соображениями практической выгоды. Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью и предусмотрительностью. Таким примером удачливого и умного политического и государственного деятеля является для Макиавелли мрачно известный Цезарь Борджиа, практически все шаги которого по завоеванию Италии Макиавелли признал правильными и ведущими к достижению поставленной цели.

      Но  политические союзы без мощной армии  ничто. Наемники ненадежны, по словам Макиавелли, ибо «наёмники честолюбивы, распущены, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы; поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ; в мирное время они разорят тебя не хуже, чем в военное - неприятель. Объясняется это тем, что не страсть и не какое-либо другое побуждение удерживают их в бою, а только скудное жалование, что, конечно недостаточно для того, чтобы им захотелось пожертвовать за тебя жизнью».

      Потому  Никколо предлагает набирать регулярную армию из собственных граждан, так  как они будут более политически мотивированными, чтобы охранять свою родину от завоевателей. И Макиавелли создал такие войска из граждан Флоренции, но они были разбиты, по иронии судьбы, французскими наемниками. Тем не менее от идеи своей он не отступил и продолжал придерживаться ее. Никколо считал, что регулярную армию следует набирать из крестьян, потом уже из кузнецов и ремесленников, которые смогут употребить свои навыки в бою. Но сильную армию может иметь лишь сильное государство, как пишет он.

      С защитой от внешних врагов все  понятно, но как же быть с внутренними? Вне всякого сомнения, армия способна защитить государя от народа, но способ этот ненадежный, на него, по мнению Макиавелли не стоит опираться. А как же тогда справляться с недовольством народа? Разумеется, всем и каждому не угодишь, нужно лишь, чтобы политика правителя отвечала интересам большинства. Также немаловажный фактор – умение подобрать себе хороших советников, приближенных, по которым народ будет судить о государе, которые должны говорить лишь только правду своему властителю. Но правду должно проверять и верить всем – огромное безрассудство. Лишь верные подданные могут предоставить правдивую информацию. Добиться верности – важнейшая задача правителя. Способы известные – деньги, власть, почести – но в дозированных количествах, чтобы дать почувствовать преимущество своего положения, но не дать им злоупотреблять. Воспринимать полезные вещи от своих советников нужно, но делать это надо разумно.

turboreferat.ru

Никколо Макиавелли: философ тьмы и государь политиков

niccolo_machiavelli философияИз всех «канонических» авторов, принадлежащих к традиции политического реализма — от Фукидида и Гоббса до Моргентау и Миршаймера — именно Никколо Макиавелли по-прежнему больше всех способен шокировать публику. В 1513 году, будучи изгнан из своей любимой Флоренции, Макиавелли написал главный труд своей жизни — «Государя». Пять столетий спустя этот учебник искусства управления остается незаменимым — хотя и неприятным — чтением для практиков и исследователей политики. Что делает Макиавелли оригинальным (а заодно и является источником закрепившейся за ним дурной репутации) — это его твердое отрицание важности традиционной морали в политических делах и последовательно проводимая им идея, что основой искусства управления должен быть реалистичный взгляд на порочную природу человека.

Хотя его часто клеймили как аморального циника — автора «пособия для гангстеров», по выражению Бертрана Рассела — на самом деле, этическая позиция Макиавелли сложнее. Его главный тезис заключается в том, что политика обладает своей собственной моральной логикой, временами требуя для сохранения государства совершать такие действия, которые в культурном обществе показались бы предосудительными. Другими словами, бывают моменты, когда общепринятая этика должна быть отставлена в сторону в пользу прагматических и рациональных принципов, которые в более поздние времена получат название raison d’etat — «государственные соображения».

Что сделало «Государя» настолько дерзко современным, по словам Р.Дж.Б. Уокера, так это то, что он «отрицает все представления о мироустройстве, свойственные его [Макиавелли] эпохе, причем вне зависимости от того, как мы понимаем его идею — будь то фундаментальное отделение политики от морали вообще» или «наличие двух разных завершенных систем морали». Для начала XVI века это был шокирующе светский взгляд на вещи. Разумеется, католическая церковь к тому времени стала уязвима ввиду подъема могущественных государств, боровшихся друг с другом за власть, и всеобщего возмущения коррупцией папства. Всего через четыре года Мартин Лютер приколотит свои 95 тезисов к дверям Замковой церкви в Виттенберге, чем положит начало Реформации и в конечном итоге — расколу западного христианского мира. И всё же не может не вызывать удивления тот факт, что «Государь» не содержит упоминаний естественного права или места человека в Божьем Мироздании, что было общим местом для философии эпохи Возрождения.

Несмотря на закрепившуюся за ним репутацию влиятельного политического мыслителя, Макиавелли оставил после себя не очень много письменных работ. Главные его труды составляют «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». В отличие от более поздних философов-реалистов Гоббса и Руссо, Макиавелли не пытается предложить некую системную политическую теорию. Скорее он старается с помощью исторического анализа и практических наблюдений найти вечные закономерности человеческого социального поведения и запечатлеть их в наборе максим, афоризмов и принципов, которые призваны помочь государю выжить в коварном мире. Он использует богатую историю классических Греции и Рима, а также бурные перипетии жизни более близких к его времени итальянских городов-государств как источник примеров успешного и провального политического лидерства.

Мотивом к написанию этого «учебника» послужила не только польза его читателей, но и необходимость собственной политической реабилитации автора. Пытаясь выслужиться в глазах нового правителя Флоренции, он посвятил «Государя» «Великолепному Лоренцо де Медичи», который за год до того с помощью испанских войск сверг его предыдущего патрона, Пьеро Содерини. И тем не менее мы не можем считать «Государя» всего лишь продуктом политического оппортунизма. Макиавелли прежде всего был патриотом Флоренции, которому принадлежат слова «мое отечество мне дороже моей души», и его книга раз за разом выдает горечь, вызванную падением родины. Целью Макиавелли было обнаружить причины и предложить решение для недавних бед, постигших Флоренцию. Он считал, что вычленяя фундаментальные реалии и базовые правила политики, он может помочь создать такое государство — по форме предпочтительнее республику — которое окажется одновременно внутренне стабильным и справедливым, и в то же время — способным защитить себя от внешней агрессии.

Он видел своей задачей воскресить слабую и погрязшую в коррупции Флоренцию и трансформировать ее в «сильное, единое, эффективное, морально обновленное отечество» вроде Афин эпохи Перикла или Римской республики. Возвращение Флорентийского государства к славе потребует такого государя, который будет обладать сам теми дохристианскими качествами, которые ценились великими людьми древности, такими как сила, мастерство, храбрость, верность, честь, гражданское чувство и способность думать об общем благе, и будет воспитывать их же в своих согражданах. В то же самое время исцеление язв Флоренции потребует таких мер, которые обычно считаются жестокими, беспринципными и подлыми.

Основой «Государя» — его темным сердцем — является беспощадный и лишенный любой сентиментальности взгляд на природу человека. Большинство людей, по словам Макиавелли, «неблагодарны, непостоянны, коварны, трусливы и алчны». В таком мире любой правитель, который попытается следовать христианской морали, протянет недолго. «То, как люди живут, столь далеко отстоит от того, как они должны жить, что любой, кто предпочтет то, что должно быть, тому, что есть на самом деле, стремится к погибели, а не к выживанию». Он далее объясняет: «Поэтому государю, который заинтересован в своем выживании, необходимо научиться не быть добрым».

Макиавелли хочет сказать, что общественная и частная жизнь — это совершенно разные моральные вселенные, и их кодексы поведения в конечном итоге несовместимы. Выбирая жизнь политического деятеля, а не частного лица, лидер тем самым обещает действовать, руководствуясь совершенно отдельным набором ценностей и принципов, дохристианских по своей природе и посвященных целям создания и защиты «великого и славного государства».

Необходимо понимать… что государь… не может придерживаться тех добродетелей, по которым судят о доброте человека, поскольку ему часто необходимо действовать в противоречии с милосердием, с гуманностью, с честностью, с религией для того, чтобы сохранить государство… он должен стараться быть добрым так долго, как сможет, но будучи побуждаем обстоятельствами, он должен быть пойти по пути зла…

Вместо того чтобы быть святым в мире грешников, государь должен сосредотачивать в своих руках власть и беспощадно расправляться с врагами, не боясь прослыть жестоким и беспринципным.

Приводя исторические примеры от римского императора Каракаллы до Чезаре Борджа, Макиавелли дает советы любому будущему государю.

Прежде всего и превыше всего — делай всё, что необходимо для сохранения твоей власти и безопасности твоего государства. Остерегайся помогать другому усилиться или вступать в союзы с более сильным государством, ибо этим ты навлечешь на себя погибель.

Во-вторых, будь изощрен в войне, «единственном искусстве, которого ожидают от правителя». Поддерживай государство в постоянной готовности к войне и имей достаточно оружия и солдат, чтобы обезопасить свою страну от внешнего агрессора или внутреннего соперника. Относись к миру всего лишь как к возможности перевести дух и подготовиться к новому конфликту. Игнорируй теории о «справедливой войне». Война является «справедливой», когда она необходима — не больше и не меньше.

В-третьих, используй обман как главный инструмент в своем искусстве управления. Скрывай свои истинные намерения и сохраняй верность данному слову только до тех пор, пока это играет тебе на руку. Помни, что другие не будут верны тебе, если только ты не сделаешь так, чтобы их неверность не окупалась. Берегись окружать себя сильными подчиненными. Принимай решения сам и слушай лишь небольшое число советников. Устраняй победоносных генералов и следи, чтобы знать была слабой и разобщенной.

Наконец, используй в равной степени жестокость и доброту, как того требует ситуация, признавая, что лучше, чтобы подданные боялись тебя, чем чтобы любили, если уж нельзя получить и то, и другое вместе. Если причиняешь кому-то вред, делай это внезапно и радикально, чтобы свести на нет возможность ответного удара. По возможности предоставляй другим выполнять грязную работу, поскольку впоследствии ты сможешь заслужить благорасположение подданных, отрубив головы этим исполнителям. Если раздаешь блага, делай это постепенно, чтобы одаряемый лучше их распробовал. Любой ценой избегай превращения в объект презрения. Лучшая защита правителей — это не быть ненавистным для своих подданных.

Цинично. Но Макиавелли не садист. Беспринципные методы оправданы только в том случае, если они служат одной конкретной цели — по словам Кеннета Вальца, сохранению «твоей власти над государством и твоего государства среди других». Автор «Государя» ни в коем случае не превозносит бездумное насилие или избыточную жестокость — не потому, что такие вещи его пугают, а потому, что они контрпродуктивны. Макиавелли, таким образом, советует сделать разумную осторожность и предусмотрительность базовым элементом лидерства.

Самый скандальный аспект «Государя» — сейчас не менее, чем когда книга была написана — это очевидное согласие Макиавелли с принципом «цель оправдывает средства», какими бы жесткими эти средства ни были. Как объясняет сам автор, «во всех деяниях людей, а в особенности в деяниях государей, именно результат выносит приговор, которому нет обжалования».

Для современных читателей в особенности неприятен тот факт, что у Макиавелли полностью отсутствуют сожаления или угрызения совести по поводу тех жестоких методов управления, которые он предлагает. У него нет никаких попыток подсластить пилюлю, успокоить читателя. Полностью отсутствуют нотки трагизма, свойственные более поздним реалистам вроде Гоббса или Руссо — или, ближе к нашему времени, Моргентау, Вальцу и Миршаймеру. Для этих писателей реальная политика и постоянные войны — факты экзистенциального порядка, угнетающие и достойные сожаления, неизбежные побочные следствия анархическо-эгоистической системы, которая побуждает все государства (подобно участникам знаменитой «охоты на оленя» у Руссо) следовать своим собственным интересам — и горе побежденному.

Однако проблема анархии в отношениях между государствами не особенно волнует Макиавелли. Его проницательный взгляд сосредоточен на природе человека. И то, что он видит — не самое красивое зрелище.

Конечно, Макиавелли хорошо представлял себе то, что более поздние реалисты назовут «дилеммой безопасности». В качестве политического и военного советника при Содерини он стремился манипулировать изменяющимся балансом сил среди настороженных и ревнивых итальянских городов-государств. Он наблюдал, как его любимая Флоренция после целой эпопеи ошибок (включая опору на слишком сильных союзников вроде Франции) была вынуждена капитулировать перед врагами. Этот опыт научил его, что «государству невозможно вечно наслаждаться своими свободами и узко очерченными границами в мире; ибо хотя оно само может и не причинять обид другим государствам, рано или поздно они причинят обиду ему, и когда это произойдет, в нем проснется и желание, и потребность в войне».

Что отличает Макиавелли от поздних реалистов вроде Гоббса — и наших современников вроде покойного Кеннета Вальца — так это готовность признать, что человеческая воля играет в определении внешней политики и международных конфликтах не меньшую роль, чем неизменное анархическое устройство международной политики. Используя исторические примеры успехов и неудач, Макиавелли напоминает нам, что роль личности важна. Да, мир постоянно меняется, и эти изменения толкают государство в разных направлениях. Но даже если признать, что «божество намерения наши довершает» — как сказал шекспировский Гамлет — тот выбор, который делает лидер, может иметь решающее значение в политике — как внутренней, так и внешней.

Макиавелли исследует взаимодействие между материальными силами и человеческой волей, используя понятия «удача» (fortuna) и «добродетель» (virtu). Все государи (как, собственно говоря, и все люди) подвержены влиянию социальных и природных сил, с которыми ничего не могут поделать. Тем не менее «свобода воли не подлежит сомнению», настаивает Макиавелли. «Хотя удача и является госпожой половины наших деяний, она все же позволяет нам управлять второй половиной, или около того». Хотя удача капризна, а история имеет свои закономерности, способный лидер может формировать свои судьбу и судьбу своего государства посредством того, что он называет добродетелью, virtu. Это понятие не следует путать с той «добродетелью» (virtue), как она определяется в христианской морали (где она подразумевает честность, благотворительность, смирение и подобные качества). Скорее, это понятие включает в себя те человеческие качества, которые ценились превыше всего в античности, в том числе знание, храбрость, хитрость, гордость и силу.

Макиавелли рассматривает взаимосвязь понятий fortuna и virtu в своих «Рассуждениях»:

Ибо когда у человека лишь немного добродетели, удача в полной мере демонстрирует свою силу; а поскольку удача переменчива, республики и государства часто претерпевают изменения; и они будут продолжать меняться до тех пор, пока не объявится кто-либо, столь преисполненный любовью к древности, что он приведет все вещи в такой порядок, что у удачи уже не будет возможности показывать, на что она способна, с каждым оборотом солнца.

Вызов, который лежит перед государем, заключается в том, чтобы оседлать волну удачи, используя добродетель для того, чтобы направить ее к лучшим интересам государства, как диктуется необходимостью (necessita).

Вклад, внесенный Макиавелли в традицию политического реализма, до сих пор не потерял своей актуальности. Это и побуждение воспринимать мир таким, какой он есть, а не каким он должен быть; признание того, что сила и собственный интерес играют ключевую роль в политике; призыв, что государственное управление — искусство, которое требует от политического лидера умения приспосабливаться как к устойчивым структурам, так и к меняющимся временам; и настоятельное указание на то, что требования raison d’état могут вступать в противоречие с требованиями общепринятой морали. Именно последнее утверждение — что общественная и частная сферы имеют свои различные системы морали — и является самым шокирующим вплоть до нашего времени.

В конце концов, мы живем в эпоху господства демократической формы правления, в рамках которой «государи» избираются гражданами, и потому от них, как от государственных должностных лиц, ожидается, что они будут строить свою деятельность на принципах честности, прозрачности и ответственности. Немалая часть нормального в дни Макиавелли государственного насилия — имперские завоевания, захват рабов, разного рода зверства — теперь морально и юридически недопустима. Всё это запрещают законы о правах человека, гуманитарные законы, законы войны, международные нормы, соглашения и институты. Поступки, сочтенные недопустимыми, влекут за собой санкции или даже интервенции, обоснованные через юридические механизмы. Разумеется, преступления и нарушения по-прежнему случаются — взять хотя бы Сирию или Дарфур. Но в основном стандарты легальности и легитимности трансформировались, и подобные вещи из нормы превратились в исключение.

В остальном «Государь» по-прежнему актуален в том, что касается политики, как внутренней, так и внешней. Рассказы Макиавелли о флорентийской коррупции, об упадке поздней Римской империи и о коварстве итальянских пап многим в Вашингтоне покажутся знакомыми. Ну и совершенно точно для современного читателя не окажется открытием вот эта простая истина: грешники добираются до политической вершины и остаются на ней куда чаще праведников.

Категории: Вершина| личность

Метки: Государь, Никколо Макиавелли, философия

aktiv.com.ua

Никколо Макиавелли и его вклад в развитие политологии — реферат

Заключение 

      В Эпоху Возрождения не только преобразилось  толкование человека и его культуры, не только общество освободилось от гнета религии, также изменилось содержание политических и социальных теорий. Макиавелли стал выводить законы государства из опыта и разума, а не из теологии. Вместо однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях.

      Эпоха Возрождения была для Италии и  Франции временем становления нации. Только сильное, централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества, поэтому идеи государства и автономии политики занимали важное место в философских доктринах.

      С Никколо Макиавелли начинается новая  эпоха политического мышления.

Никколо Макиавелли был секретарем Флорентийской республики, видным дипломатом, трезвым и осторожным политиком. Основные моменты философии Макиавелли таковы: политический реализм, новая концепция добродетели государя, возвращение к началам, как условие восстановления и обновления политической жизни.

      Самыми  популярными работами Никколо Макиавелли являются: "Государь", "Рассуждения  на первые десять книг Тита Ливия", "История Флоренции".

      Реализм - это принцип жестокой трезвости. Монарх может оказаться в таких  условиях, которые потребуют крайне жестоких и бесчеловечных мер. Крайнее зло требует крайних мер, поэтому следует избегать в любом случае половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, только крайне вредны. Человек сам по себе ни хорош, ни плох. Следовательно, политик не может полагаться на положительное в человеке, но должен, принимая во внимание и отрицательное, действовать в соответствии с ними. Не нужно бояться показаться устрашающим. Конечно, идеальный государь должен в одно и то же время быть обожаемым и внушающим страх, но эти вещи трудно совместимы, а поэтому государь выбирает наиболее эффективный способ.

      Государь  должен быть добродетельным, но добродетель  политическая, по Макиавелли, совсем не то, что добродетель христианская. Добродетель – это храбрость правителя, способного управлять государством.

      Но  политическим идеалом Макиавелли был  все-таки принцип организации государства  по типу Римской республики, основанной на свободе и добрых обычаях.

      Доктрину  Никколо Макиавелли часто сводят к формуле "цель оправдывает средства". Она вряд ли справедлива по отношению к автору "Государства". Этот принцип имеет более позднее, иезуитское происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из всего контекста его творчества.    

      Библиография 

  1. И. Берлин. Оригинальность Макиавелли. Isaiah Berlin The Proper Study of Mankind. An Anthology of Essays. L., 1997. Р. 243-268.
  2. Дживелегов А. Никколо Макиавелли / Никколо Макиавелли: pro et contra.-СПб. :РСХИ,2002.
  3. Государь (IL Principe) и Рассуждения на первые три книги Тита Ливия: Сочинения Николая Макиавелли / Пер. под ред. Н.С. Курочкина. Спб.: Тип. Тиблена, 1869.
  4. Зубков И. Искусство войны Никколо Макиавелли //Военно-исторический журнал.-1940.-№ 7.
  5. Paul Strathern. Machiavelli in 90 minutes. Chicago: Ivan R.Dee / Пер. С.Бобровой, 1998 М.: Астрель; АСТ, 2006
  6. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под. ред. Брагиной Л.М.). - М.:Высш.школа, 1999.
   

Интернет-ресурсы 

  1. http://www.politnauka.org/person/makiavelli.php
  2. http://www.vostlit.info/Texts/rus/Macci/framevved.htm

turboreferat.ru

Никколо Макиавелли – биография, фото, личная жизнь, цитаты, библиография

Никколо Макиавелли: биография

О заслугах Никколо Макиавелли перед родной Италией и историей в целом можно писать и говорить бесконечно. Политик, мыслитель и писатель оставил после себя неповторимый трактат, пьесы, рассуждения, лирические произведения. На надгробии Макиавелли написано:

«Никакая эпитафия не выразит величия этого имени».

Детство и юность

В биографии Макиавелли не так много фактов о родителях и детских годах. Родился Никколо в 1469 году, 3 мая. Жил с семьей в деревне Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза (Флоренция). Мать Бартоломмеи ди Стефано Нели воспитывала четырех детей: Примаверу, Маргариту, Никколо и Тотто. Отец семейства, Бернардо ди Никколо Макиавелли, работал адвокатом.

Портрет Никколо МакиавеллиПортрет Никколо Макиавелли

Фамилия Макиавелли одна из древнейших и знатных в Тоскане, однако титул не влиял на материальное положение. Семья адвоката жила бедно. Образование позволило юноше изучать классику на латинском и итальянском языках (Тит Ливий, Иосиф Флавий, Цицерон, Феодосий Макробий). Древнегреческого языка Никколо не знал, но изучал труды Плутарха, Фукидида, Полибия в латинском переводе.

В биографии Никколо Макиавелли не много эпизодов из детства. Сам мыслитель писал, что в юношестве заинтересовался политикой и не оставался равнодушным к политической ситуации в стране. Из памятных событий: нашествие на Италию Карла VIII, семья Медичи в изгнании, управленческие взгляды реформатора и монаха Джироламо Савонаролы.

Джироламо СавонаролаДжироламо Савонарола

Кстати, в письме, предназначенном Рикардо Бекки (посол из Флоренции в Риме), Макиавелли критично отзывался о действиях Савонаролы.

После изгнания Пьеро ди Лоренцо Медичи, правителя Флоренции (сын государственного деятеля Лоренцо Великолепного), по факту государственной измены во главе Флоренции оказался Савонарола с республиканскими убеждениями. Политика нового правителя Макиавелли не устраивала.

Литература

Жизнь и творчество Никколо Макиавелли пришлись на неспокойную эпоху Возрождения: Папа Римский имел возможность владеть армией, а у власти итальянских городов пребывали иностранные государства (Франция, Испания, Священная Римская империя). Часто сменялись союзы, наемники переходили на сторону врага, а власть менялась раз в несколько недель, пал Рим.

Никколо Макиавелли за работой

В 1498 году Макиавелли начал служить государству в качестве секретаря и посла и сохранил за собой лидерство после казни Савонаролы. С 1502 года мыслитель наблюдал за эффективными способами градоустройства политического деятеля Чезаре Борджиа. Хоть попытка основать собственное государство в центральной Италии и потерпела фиаско, Макиавелли открыто восхищался методами политика.

Жестокий и твердый в решениях Борджиа умело искал выгоду в любой ситуации, хладнокровно исполнял задуманное. Эта политика совпадала со взглядами Макиавелли. В некоторых исторических справках существуют авторитетные мнения, что за год тесного общения с Чезаре Борджиа у Никколо зародилась идея об управлении государством, несмотря на моральные устои. Тогда и берет начало становление учения о государстве, отраженное позже в трактате «Государь».

Чезаре БорджиаЧезаре Борджиа

В эпоху Возрождения, во времена научных открытий набирает обороты развитие натурфилософии. Средневековые взгляды и идеи уходят на второй план, уступая место новым учениям. Велико влияние теорий Леонардо да Винчи, Коперника и Кузанского. Теперь Бог отождествлен с природой.

Политические перевороты и научные достижения не могли не сказаться на произведениях Макиавелли. В 1513 году политик попал под арест как соучастник заговора против Медичи. Вину так и не доказали, Макиавелли оказался на свободе. В это время он начинает трудиться над трактатами.

Книга Никколо Макиавелли «Государь»Книга Никколо Макиавелли «Государь»

«Государь» - не огромная многотомная работа, а небольшая книга, которая сделала имя Никколо Макиавелли бессмертным. В этом трактате выражена главная идея итальянского политического деятеля: сила и холодный расчет превыше моральных ценностей у государственного деятеля. Во имя достойной цели, несущей благо, мораль уходит на второй план.

Книга увидела свет только после смерти автора. У современников и многих историков складывалось впечатление о Макиавелли как о грозном беспринципном тиране. Однако есть и сторонники взглядов мыслителя, которые считают его демократичным. Политическая антропология Макиавелли подразумевает политика как человека с преобладанием животного начала, способного во благо себя и народа забыть об этике и морали.

Труды Никколо МакиавеллиТруды Никколо Макиавелли

«Государь», написанный примерно в 1513 году (точных данных об этом нет), представляет собой руководство по управлению государством с подробным описанием, как удержать и применить власть. Впервые государь рассматривался как личность.

Произведения Никколо Макиавелли – неповторимый вклад в социологию и политологию. Итальянский мыслитель первым выдвинул идею о том, что каждый мужчина обязан нести военную службу. Об этом – в работе «О военном искусстве».

Никколо Макиавелли

Помимо трактатов о государственной власти и политике, у Макиавелли есть и другая литература. В 1518 году написана комедия La Mandragola («Мандрагора»). В 1965 году вышла экранизация «Мандрагоры» о хитром Каллимахе, который возжелал жену юриста Никия. Лукреция недоступна и горда. Но в семье адвоката горе: супруг красавицы бесплоден. Каллимахе обещает вылечить болезнь корнем мандрагоры и хитростью добивается совместной ночи с Лукрецией.

Труды Никколо Макиавелли основаны исключительно на опыте и наблюдении. Проповедовать жизненную философию, считал мыслитель, можно только объективно и логически. Работы итальянского философа давно разобраны на цитаты и афоризмы. Сложно переоценить его вклад в историю.

Личная жизнь

Зимой 1501 года действующий дипломат Макиавелли приехал во Флоренцию с очередной государственной миссией. Там и выбрал в жены Мариетту Ди Луиджи Корсини, девушку из небогатой семьи.

Статуя Никколо МакиавеллиСтатуя Никколо Макиавелли

Этот брак был взаимовыгодным, направленным, прежде всего, на улучшение благосостояния двух семей. Однако отношения у супругов складывались теплые. Мариетта родила ему пять детей.

Однако это не мешало политику в заграничных поездках заводить многочисленные романтические связи с другими женщинами.

Смерть

Никколо Макиавелли посвятил жизнь карьере и политике, грезил о процветании Флоренции. Однако ни одно из ожиданий не оправдалось. В 1527 году испанцы разграбили Рим, а сменившаяся власть больше не нуждалась в Макиавелли.

Эти события пошатнули здоровье мыслителя. В июне 1527 года Никколо умер. Смерть наступила в Сан-Кашано (поблизости от Флоренции). Где находится захоронение итальянца, никто точно сказать не может. Однако во Флоренции, в церкви «Святого креста», есть надгробие в память о Макиавелли.

Могила Никколо Макиавелли Надгробие Никколо Макиавелли в церкви «Святого креста», Флоренция

В 2012 году был снят памятный документальный фильм в память о Никколо Макиавелли.

Кроме того, личность великого итальянца упоминается в фильмах и сериалах. Среди них: «Жизнь Леонардо да Винчи», «Борджиа», «Никколо Макиавелли – принц политики». Имя Макиавелли остается бессмертным в художественной литературе (Сомерсет Моэм «Тогда и теперь», Хорхе Молист «Хранитель секретов Борджиа»).

Библиография

  • 1499 – Discorso sopra le cose di Pisa
  • 1502 – «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны»
  • 1502 – «Описание того, как избавился герцог Валентино от Виттеллоцо Вителли Оливеретте Да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини»
  • 1502 – Discorso sopra la provisione del danaro
  • 1513 – «Государь»
  • 1518 – «Мандрагора»
  • 1520 – Discorso sopra il riformare lo stato di Firenze
  • 1531 – «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»

Фото

24smi.org

Политическое учение Никколо Макиавелли - Онлайн библиотека

Самым ярким представителем политической мысли этого периода был знаменитый итальянский мыслитель и политик Никколо Макиавелли (1469-1527), известный прежде всего своими трудами «Правитель» (1513), «Размышления на первую декаду Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532). Н. Макиавелли вошел в историю политической мысли как создатель новой науки о политике. Толкование им политики отделяется как от теологии, так и от этики. На основе обобщения многовекового опыта существования государств прошлого и современности мыслитель доказывает, что политические события, изменения в государстве происходят не по воле Божьей, не из прихоти или фантазии людей, а имеют объективный характер. Неуместно также постигать и решать политические проблемы, руководствуясь моральными соображениями, ибо власть, политика уже по своей природе является позаморальними явлениями.

Понимание политики как объективного явления закладывало прочный фундамент политической теории как точной, опытной науки, которая, по мнению мыслителя, объясняет прошлое, управляет настоящим и может прогнозировать будущее. Н. Макиавелли пытается раскрыть закономерности общественно-политических явлений, выяснить причины изменения одной формы государства другой, определить лучшую из них, рассмотреть проблемы соотношения власти правителя и народа и т.п. Анализ и решение этих вопросов, исходя из потребностей времени, предоставляли учению мыслителя значение практической науки о политике, управления государством. Введение самого термина, то есть «государство», в политическую науку Нового времени связывают именно с Н. Макиавелли. Ученый считал, что государство создали не Бог, а люди, исходя из потребности общего блага. Сначала люди жили разрозненно, но впоследствии объединились, чтобы лучше защищаться. Они избрали из своей среды сильнейшего и храбрейшего главаря и начали ему подчиняться. Целью государства является обеспечение каждому свободного пользования имуществом и безопасности. Для этого принимаются законы и назначаются наказания. Но после того как власть стала наследственной, потомки вождей все больше отклонялись от справедливости и перешли к угнетение народа. Абсолютная власть, считает мыслитель, быстро развращает как правителей, так и подданных.

В результате монархия превращается в тиранию, которая не имеет права на существование и должна быть уничтожена вместе с тираном. После уничтожения тирании наступает аристократическое правление, со временем оно вырождается в олигархию, которая испытывает участия тирании. Далее народ вводит народное правление, после чего круговорот форм государства повторяется.

Н. Макиавелли различает монархию, аристократию и народ - не правление, искажением которых есть тирания, олигархия и охлократия. Первые три формы правления он называет правильными, но считает их неустойчивыми и недовготривалими. Лучшей, по его мнению, является смешанная форма, в которой сочетаются элементы всех правильных форм. Сравнивая преимущества различных форм правления, Н. Макиавелли отдает предпочтения республике, потому что она наиболее соответствует требованиям равенства и свободы. Республика является более устойчивой, чем монархия, она лучше приспосабливается к различным условиям, обеспечивает единство и мощь государства, порождает в людях патриотизм. Народ мыслитель ставит выше монарха, считая его умнее.

Эти идеи изложены Н. Макиавелли главным образом в его исторических трудах. Принципиально другими его взгляды, представленные в трактате «Правитель» (в оригинале эта работа имеет название «II ргіпсіре», что означает «единоличный правитель»). Основное содержание этой работы составляют описание образа идеального, по мнению Н. Макиавелли, правителя и рекомендации относительно того, как ему осуществлять и укреплять свою власть.

Н. Макиавелли утверждал, что ради достижения политических целей правитель может использовать любые средства, несмотря на требования морали: прибегать к обману, действовать лестью и грубой силой, физически уничтожать своих политических противников. Правитель должен быть похожим на сильного льва, чтобы запугивать волков, и на хитрого лиса, чтобы не попасть в ловушку. По сути дела, отмежевание от политики морали превратилось в проповедь Н. Макиавелли аморалізму в политике. Политика, в понимании мыслителя, - это сфера коварства и вероломства. С тех пор аморальная политика по принципу «цель оправдывает средства» получила название «макиавеллизм».

Чем же была вызвана такая позиция Н. Макиавелли? Прежде всего историческими обстоятельствами. Тогдашняя Италия была раздроблена на несколько враждующих между собой княжеств, которые к тому же подвергались нападкам со стороны иностранных завоевателей. Будучи флорентійцем и патриотом Италии, мыслитель страстно желал ее объединения в единую крепкую государство. А это, по его мнению, мог сделать только сильный единоличный правитель, который для достижения политических целей, главной из которых является укрепление государства, не пренебрегает никакими средствами. Прообраз такого правителя Н, Макиавелли видел в тогдашнем итальянском правители Чезаре Борджиа, известном своими злодійствами. По сути дела, осуждая тиранию как форму правления, мыслитель оправдывал ее относительно тогдашних итальянских условий.

Указанная позиция Н. Макиавелли объясняется также одной из основных аксиом его политической философии - мыслью о том, что люди по своей природе являются порочными, эгоистичными и злыми существами, их беспокоят не благо государства, а прежде всего собственные материальные интересы. Н. Макиавелли отмечал, что люди могут смириться с потерей свободы, власти, даже со смертью отца, но никогда и никому не простят потери собственного имущества. Политика призвана отвечать порочной природе людей. Правитель должен быть убежденным, что знать - честолюбивая, а народ - чернь, которая увлекается внешними эффектами и успехом. Покорность подданных лучшее гарантируют принуждение и страх.

Правда, правитель должен опекать подданных и не должен без крайней нужды прибегать к их притеснений. Свои действия он должен направлять так, чтобы они воспринимались как благотворительность. В отличие от оскорблений, которых, по Н. Макиавелли, нужно наносить быстро и вместе, благотворительность следует проявлять в малых дозах, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощущали его как можно полнее и лучше. По мнению мыслителя, самосохранения и укрепления политической власти любыми средствами является доминирующим интересом государственности.

В целом Н. Макиавелли сделал весомый вклад в развитие политической мысли, и западная политология считает его основоположником науки о политике.

banauka.ru